Украина для НАТО или НАТО для Украины?
Президент Украины Виктор Ющенко, премьер-министр Юлия Тимошенко и спикер Верховной Рады Арсений Яценюк направили письмо Генеральному секретарю Североатлантического альянса Яапу де Хоопу Схефферу с просьбой о включении страны в План действий по членству в НАТО (ПДЧ). И не в далекой перспективе, а уже на ближайшем, апрельском саммите Альянса в Бухаресте.
В письме, опубликованном на сайте главы Украины, говорится: «Украина полностью привержена европейским демократическим ценностям, осознает себя частью евроатлантического пространства безопасности и готова вместе с НАТО и партнерами альянса противодействовать общим угрозам безопасности». Киев заверил Брюссель в том, что Украина намерена вступить в НАТО, но перед этим руководство страны «посоветуется с украинским народом».
Это обращение к генсеку НАТО уже вызвало на Украине громкий политический скандал. Оппозиция в лице Партии регионов заявила, что «нынешняя власть не соблюдает положения Конституции», где записано, что Украина является нейтральной страной, не вступает ни в какие военные блоки и не допускает размещения иностранных войск и баз на своей территории (исключение сделано для базы Черноморского флота, пребывание которой ограничено 2017 годом – Н.П.). ПР также потребовала проведения всенародного референдума о членстве Украины в НАТО. Итог которого для противников нынешнего президента страны очевиден – более 60 процентов жителей Украины, судя по независимым опросам, не желают вступления Киева в Североатлантический альянс.
Но оставим разногласия внутри Украины по поводу вступления или невступления страны в НАТО. Подумаем над тем, зачем НАТО Киеву и зачем сам Киев НАТО, а также - какие последствия может принести России вступление Украины в этот Евроатлантический альянс. Здесь не все однозначно.
Для чего НАТО Украине - понятно. Это не «зонтик», не защита от возможной агрессии со стороны недружественных держав, на что прямо указывали, торопясь вступить в альянс, бывшие союзники Москвы по Варшавскому Договору и страны Балтии. О том, что между Россией и Украиной может возникнуть какой-либо военный конфликт или даже угроза применения силы, невозможно представить даже в страшном сне. Это прекрасно понимают в столицах обоих государств. И об этом никто никогда из политиков не говорил. В том числе и из русофобов, который на Украине хватает. Просто для Киева, который считает себя неотъемлемой частью Европы, что оспорить невозможно, путь в Европейский Союз и к связанным с этим надеждам, как и для его западных соседей, представляется возможным только через присоединение к НАТО. Увы, практика последних лет показала, что всегда происходит именно так, а не иначе.
Конечно, присоединение к НАТО потребует определенных жертв и усилий. Из последних – выполнить указанный выше план действий (ПДЧ), повысить уровень демократии, сдать экзамены на переход украинской армии на натовские стандарты, улучшить социальное самочувствие украинских военных, ввести реальный, а не декларативный гражданский контроль за военной организацией государства и еще многое другое, что требует ПДЧ. А среди жертв – затратить достаточно большие средства на переоснащение своей армии на западную боевую технику, так как Россия, видимо, перестанет поставлять запасные части и комплектующие к основной массе украинских вооружений, и они со временем перестанут быть боеготовыми. Распрощаться со многими ведущими предприятиями своего оборонно-промышленного комплекса, в том числе и с такими важнейшими отраслями, как авиационно-космическая, которая самым тесным образом связана с Россией и без нее существовать не сможет. Странам НАТО эти отрасли, по большому счету, не нужны, - есть свои, которые тоже требуют полной загрузки. А Россия, как неоднократно заявляли отечественные политики, начиная от первого вице-премьера Сергея Иванова и заканчивая послом на Украине Виктором Черномырдиным, свое сотрудничество с Киевом в области ОПК, если он вступит в НАТО, свернет безоговорочно.
Но и это еще не все. Киеву придется предоставлять свои воинские контингенты для участия в тех боевых операциях, которые НАТО проводит в различных частях планеты. В том числе и в Афганистане. Если накануне первых выборов Виктора Ющенко на пост президента Украины Вашингтон позволил ему вывести свой контингент из Ирака, что в немалой степени послужило его победе над Леонидом Кучмой, то потом, когда Киев станет полноправным членом Альянса, ему придется очень часто закрывать «натовские амбразуры» телами своих военнослужащих. Так как это сегодня делают другие «младочлены» НАТО.
Брюссель как раз и рассчитывает на такую украинскую помощь, ибо многие европейские правительства и электорат западных стран весьма недовольны теми потерями, которые несут их воинские контингенты в Ираке и Афганистане. Кроме того, Украина нужна НАТО, как, мягко говоря, еще один «ограничитель» влияния России на постсоветском пространстве. С военной точки зрения присоединение Киева к Альянсу потребует от Москвы принимать огромные усилия по обеспечению своей безопасности на Юго-западном направлении, а это крупные финансовые и экономические затраты, которые могут затормозить растущую экономическую мощь России.
Кроме того, Украина - более выгодный и удобный плацдарм, чем Польша и Чехия, для размещения элементов американской ПРО. А для военных экспертов очевидно, что они там обязательно появятся. Уже сегодня руководитель Агентства по ПРО США Генри Оберинг при каждом удобном случае подчеркивает, что Киев сотрудничает с Вашингтоном в области противоракетной обороны. Как именно, не говорит. Но когда Украина станет членом НАТО, ей, безусловно, придется пойти навстречу своему союзнику.
Но и это еще не все. Украина, принятая в НАТО, вместе с Турцией, Болгарией и Румынией, а может, и в перспективе с Грузией, поможет Альянсу практически полностью контролировать Черное море, пути доставки углеводородного сырья из Центральной Азии в Южную Европу, а оттуда и дальше. Куда потребуется. Оказывать давление на те страны Кавказа и Ближневосточной и Центральной Азии, которые окажутся в немилости у Вашингтона и Брюсселя…
Таков примерный военно-политический расклад последствий присоединения Украины к НАТО.
Что в этой ситуации предстоит сделать Москве? Во-первых, не сильно напрягаться. Не факт, что Украина все-таки вступит в НАТО. Как мы уже знаем, антинатовские настроения у населения страны, особенно в южных и восточных областях, очень сильны. И если люди на Украине будут понимать последствия этого шага, они вряд ли проголосуют за вступление Киева в евроатлантические структуры. Во-вторых, даже если Украина вступит в НАТО, земля не разверзнется. Придется налаживать отношения с ней и с Альянсом на новой основе. Сотрудничать там, где нам выгодно. И отказываться от такого сотрудничества, если это будет противоречить национальным интересам России. Быть гибкими, терпеливыми и мудрыми. И больше всего практичными.
И третье, отнюдь не последнее. В НАТО Украина сможет вступить в лучшем случае не раньше 2017 года, только после того, как и если ее территорию покинет иностранная военная база страны, которая не входит в Евроатлантический союз. За это время, как говорил Насреддин, «или ишак сдохнет, или падишах». В переводе на нормальный язык это означает, что ничего еще окончательно не решено. История может повернуться, как в одну, так и в другую сторону.
Никита Петров, военный обозреватель «РИА Новости»
Публикуется в рамках сотрудничества РИА-Новости с 1news.az