Власти Армении могут воспользоваться статьей УК для подавления оппозиции
Сегодня, когда до президентских выборов в Армении осталось менее двух месяцев, оппозиционеры требуют отмены одной из статей Уголовного кодекса, в силу своей двусмысленности могущей, по их мнению, быть использованной правительством для подавления направленного против него недовольства.
Согласно 301-й статье Уголовного кодекса Армении, публичные призывы к насильственному захвату власти или свержению конституционного режима караются штрафом в размере 300-500 минимальных зарплат (25-40 тысяч долларов), арестом на два-три месяца или лишением свободы сроком до трех лет.
Отмену этой статьи предусматривает уже внесенный в парламент законопроект, автором которого является член оппозиционной партии "Наследие" Заруи Постанджян. «Где проходит граница? – спрашивает Постанджян. – В каком случае заявление или выступление человека может расцениваться как наказуемый поступок?»
«Статья» нарушает и ограничивает право граждан на свободные высказывания и является инструментом в руках властей, используемым с тем, чтобы заставить оппозиционных деятелей замолчать», – сказала она.
По словам Постанджян, 301-я статья нарушает права, гарантированные Конституцией Армении и Европейской конвенцией о правах человека.
«Преследование любого человека по 301-й статье является грубым нарушением его права на свободное высказывание, – сказала она. – Статья 3 армянской Конституции гласит: «Государство обеспечивает защиту основных прав и свобод граждан в соответствии с принципами и нормами международного права»».
В ответ на такие заявления сторонники правительства утверждают, что права граждан не попираются, а статья 301 служит государству защитой против возможных насильственных действий оппозиции.
Арам Сафарян из парламентской фракции проправительственной партии «Процветающая Армения» считает, что в случае ликвидации статьи «в стране начнется анархия».
С ним соглашается Армен Ашотян, представляющий в парламенте Республиканскую партию. «Мы не живем в стране, где власть демонстрирует склонность к насилию. Даже если законопроект будет принят, президент не сможет ратифицировать его, поскольку он является антиконституционным», – сказал он.
В качестве аргумента Ашотян цитирует 43-ю статью Конституции, в которой допускается возможность ограничения основных прав и свобод человека, если это необходимо для обеспечения государственной безопасности и поддержания общественного порядка.
К большому разочарованию сторонников законопроекта, обсуждение его, скорее всего, не начнется раньше марта, а это значит, что в период, предваряющий выборы президента, назначенные на 19 февраля, статья будет оставаться в силе.
За последние несколько лет статья применялась неоднократно, и всякий раз – когда в стране накалялась политическая обстановка.
Так, весной 2004 года на основании 301-й статьи полицией были арестованы несколько активистов оппозиции – участников проходивших тогда в Ереване акций протеста.
За год до этого статья была задействована в отношении нескольких человек в городе Армавире. Среди них 45-летний юрист Азат Гаспарян, который принимал активное участие в протестах, последовавших после объявления итогов президентских выборов 2003 года.
Он и его четверо друзей были приговорены к двум месяцам заключения в Нубарашенской колонии строгого режима за попытку автобусами доставить людей из Армавира на митинг в Ереване.
Гаспарян по сей день остается активным противником властей, однако, каждый раз, когда оппозиция планирует провести акцию протеста, его вызывают в полицию и предупреждают, чтобы он «не нарушал общественный порядок». «Мне говорят, чтобы я не перегибал палку, и в противном случае угрожают сфабриковать против меня дело», - сказал он.
Жертвой статьи 301 стал и независимый депутат Виктор Даллакян. Это произошло после того, как в марте 2004 года он, обращаясь к собравшимся на митинг людям, назвал армянский народ силой, способной избавиться от правящего режима. «Я не призывал к насильственному свержению конституционного порядка, – рассказывает Даллакян. – Меня отпустили только после визита в прокуратуру главы армянского офиса ОБСЕ Владимира Пряхина».
Председатель Национально-демократической партии Шаварш Кочарян также говорит, что ему было предъявлено обвинение по статье 301. После президентских выборов 1996 года его обвинили в попытке организации государственного переворота. Такое же обвинение было выдвинуто против него и после событий 12 апреля 2004 года.
В 2006 году действие статьи 301 испытали на себе ветеран нагорно-карабахской войны Жирайр Сефилян, основавший движение "Объединение армянских добровольцев", и Вардан Малхасян, также принимавший участие в военных действиях.
Основанием для предъявления обвинений Сефиляну послужила фраза, произнесенная им на одной из встреч Объединения. «Мы проломим головы тем, кто попытается сдать освобожденные территории», – сказал он тогда, имея в виду расположенные вокруг Нагорного Карабаха семь азербайджанских районов, ныне находящиеся под контролем армянской стороны.
Ваге Григорян, представляющий интересы Сефиляна в суде, оправдывает своего клиента. «Каким бы резким ни было заявление, оно все равно не может расцениваться как призыв к насильственному захвату власти. Однако это не помешало им предъявить обвинение по статье 301, – сказал он. – Они политзаключенные, так как преследуются не за уголовное правонарушение, а за свои мнения и деятельность».
Сефилян и Малхасян по сей день находятся в тюрьме.
По словам Постанджян, попытки добиться отмены 301-й статьи были бы более успешными при поддержке международных организаций, заручиться которой ей помогает омбудсман Армении.
«Защитник прав человека обратился в Венецианскую комиссию с просьбой в кратчайшие сроки представить мнение об этой статье», – сказал она.
Даллакян считает, что проблему можно решить двумя способами – либо отменить статью, либо переформулировать ее, не оставляя возможностей для ложных интерпретаций.
«Надо конкретно написать, что следует понимать под призывами [к свержению власти], – сказал он. – Что является призывом – когда говорят: «Возьмем ружья, зададим им жару!» или когда просто говорят о «вооруженной борьбе». Ясность должна быть абсолютная, а то ведь чихни громко, и тебя могут обвинить в попытке насильственным путем свергнуть конституционный строй».
Гаянэ Мкртчян (Ереван), Иракли Манагазе (Тбилиси), 1news.az