Манящий запах туркменского газа
Вот уже на протяжении скольких лет разговоры о несметных запасах природного газа республики Туркменистан ведутся различного рода политологами и не дают покоя журналистам.
Щупальца всех мыслимых и просто воображаемых газопроводов изображаются на страницах газет и журналов. Количество предлагаемых авторами проектов ограничивается разве что познаниями в области географии. Строительство таких сложных технических сооружений как магистральный газопровод превращается в дело патриотов и испытанием на верность демократическим принципам. Степень популизма достигает такого накала, что порою проскальзывает даже в заявлениях политиков достаточно высокого уровня. Дело доходит до того, что министерство иностранных дел Туркменистана выступает со специальным заявлением, в котором пытается разъяснить всем страждущим принятую в мире практику строительства международных трубопроводов. Но и оно не смогло остудить пыл желающих помочь газовикам Туркменистана диверсифицировать поставки добываемого ими углеводородного сырья на рынки сбыта.
Но как это часто случается, реальное положение дел, не всегда совпадает с желаемыми результатами. Итоги развития нефтегазового комплекса Туркменистана за 2007 год не оправдали возлагаемых на них надежд. Хотя объемы добычи нефти и природного газа увеличились по сравнению с 2006 годом, но темпы роста оказались более чем в два раза ниже прогнозных. Так, экспорт природного газа в 2007 году вместо планируемых 25%, вырос всего на 10% по отношению к 2006 году и составил около 51,5 млрд.кубических метров. А исполнение контрактов на поставку нефти и нефтепродуктов переносится частично на этот год.
Возможно, наряду с непривычно холодной зимой и эти обстоятельства послужили причиной тому, что Туркменистан практически сорвал экспортные поставки природного газа в январе текущего года. Иран назвал действия туркменской стороны по прекращению поставок газа в его направлении «аморальными» и пригрозил разбирательством в международном суде. А компания «Рос Укр Энерго», осуществляющая закупку и смешивание российского и среднеазиатского газа, для последующей продажи Украине, понесла в январе месяце этого года убытки. Дело состоит в том, что ей для выполнения своих обязательств перед украинской стороной по объемам поставок, пришлось недополучение «дешёвого» среднеазиатского газа компенсировать более «дорогим» российским «Коктейль» получился дороже оговорённой контрактом цены.
А между тем возникают большие сомнения по поводу того, что согласно межправительственному соглашению между Китаем и Туркменистаном, последний сумеет начать поставки природного газа в Поднебесную в объемах 30 млрд. кубических метров в 2009 году. Освоение перспективных структур правобережья Аму-Дарьи, месторождения которой должны послужить в качестве ресурсной базы для обеспечения сырьем газопровода в Китай, идет не так гладко, как прогнозировалось ранее. Из-за разногласий в ценах становится непонятной судьба дальнейших переговоров с иранской стороной. Контракт с Ираном рассчитан до 2022 года и предусматривает наращивание поставок газа до полного заполнения трубопровода Корпетджи-Курткуи мощностью 10 млрд. кубических метров в год с возможностью увеличения до 13 млрд. кубических метров в год.
Контракт с российским «Газпромом» заключен до 2028 года и предполагает продажу туркменской стороной 1,8 трлн. кубических метров газа за весь срок его действия. Туркменистану придется еще нарастить поставки природного газа на 15-20 млрд. кубических метров в год, чтобы заполнить мощности реконструируемой под них системы газопровод «Средняя Азия - Центр». Ресурсной базой для исполнения контракта с «Газпромом» служит крупнейшее из разведанных на сегодняшний день месторождений Туркменистана - Довлетабадское. Кстати, оно единственное, чьи запасы подтверждены независимым международным аудитом еще в 2004 году.
Потенциальные запасы газа в этом государстве по разным оценкам колеблются от 20,4 до 22 трлн. кубических метров. Официально подтвержденными геологами ГТК «Туркменгаз» являются запасы в 2,87 трлн. кубических метров по состоянию на конец 2006 года. Все остальное еще не факт, что они есть. Поэтому главная проблема того, что до сих пор не реализуется идея строительства Транскаспийского газопровода по дну моря в нашу республику состоит в том, что для него не хватает свободных, незаконтрактованных объёмов газа. Поэтому реализация этого проекта на сегодняшний день находится больше в политической плоскости, нежели экономической.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции