Разведка США опять поставила России плохие оценки
Газ, нефть, трубопроводы и инвестиции в Европе и Азии, похоже, уже прочно встали в первые строки перечня основных грехов России, которые, «без отпущения» и бесконтрольной практики, могут каждый в отдельности и все вместе нанести ущерб национальной безопасности США.
Все они перечислены в последнем ежегодном докладе директора национальной разведки США Майкла Макконнелла, представленном недавно в Конгрессе. Военная составляющая вероятной угрозы со стороны России, конечно, не исчезла, но она упоминается в общем как-то даже не без явной доли смущения за постоянную накачку американских военных мускулов на фоне сжавшихся российских: «российская военная машина начала выход из длительного периода ухудшения своих способностей, который начался еще в период до краха Советского Союза». Но вот «нарастающую экономическую мощь» Москвы «царь разведки», как именуют в США пост директора НР, как раз и советует выделить как предмет «беспокойства».
Вообще надо сразу заметить, что слово «угроза для» США в отношении России в докладе ни разу даже не упоминается. При близком рассмотрении нынешний доклад Макконнелла даже не выглядит ни пугающим, ни сенсационным, ни тем более содержащим что-либо новое. Во всяком случае, в отношении Москвы. Напротив, в аналогичном докладе прошлого года, России досталось гораздо больше.
Так что в Кремле, оказались совершенно правы, когда на просьбу российской прессы прокомментировать доклад прокомментировали так, что, мол, его начинку «не стоит драматизировать», «хотя он и вызывает вопросы». В конце-концов, американцы уже не год и не два обвиняют нас в том, что «Россия выходит на позиции контроля сети поставок и транспортных артерий углеводородов от Европы до Восточной Азии», что она «агрессивно пытается контролировать энергетические коридоры Восток-Запад». Трудно также воспринимать как некий выпад и слова Макконнелла о том, что у него есть «опасения по поводу использования Россией, Китаем и ОПЕК…финансовых рычагов для достижения политических целей» и призыв озаботиться таким вопросом как «увеличение российских инвестиций за рубежом». В основном, конечно, в Европе и Китае и в основном, конечно, инвестиций в энергетические сектора. В конце-концов в этом нет совершенно ничего нового и уж точно нет ничего такого, чем бы не занимались уже давно сами США.
Ни в одной другой стране мира, кстати сказать, в основных министерствах – от госдепа и Пентагона, до министерства сельского хозяйства, нет такого числа отделов и подразделений, которым вменено в обязанность продвигать или помогать продвигать за рубежом американские товары, американские услуги, кредиты, финансовые инструменты, американскую культуру, образ жизни, «Кока-колу», автомобили, стиральные машины. В любой стране, от самой крошечной до самой могучей, американские послы и дипломаты вовсе не будут смущаться, если им надо будет «поиграть мускулами» или подставить ножку конкуренту Америки в торговле и бизнесе. Это почти аксиома в дипслужбе. Ну а одно лишь то, что Россия упомянута в одном докладе вместе с Ираном, Ираком, Пхеньяном, Пекином и даже таким злом номер один как «Аль-Каида» вовсе не значит, что между ними можно ставить знак равенства. «Перегибы же и передержки» в такого рода произведениях скорее закономерность, чем случайность. Все-таки речь идет о разведке, а как сказал один мудрый англичанин «Там, где начинается тайна, недалеко и до обмана». Впрочем у каждой профессии, как говорится, «есть свои соблазны»… .
Если что действительно и выделяет «Оценки» из череды им подобных, так это то, что они подготовлены в год даже не одних, а сразу двух президентских выборов – в самих США и в России. Здесь, надо признать, что на долю отставного вице-адмирала Майкла Макконнелла выпала тяжелая работа. Его ведомство – прямой продукт шоковых событий сентября 2001 года и должно координировать деятельность полутора десятков разведорганов США – от ЦРУ, ФБР, Агентства национальной безопасности, ВВС, ВМФ и Армии до разведки Службы береговой охраны, министерства энергетики и пр. Ему пришлось выполнить титанический труд по приведению к общему знаменателю оценок и мнений ведомств, не просто трудно сочетающихся друг с другом, но на дух друг-друга не переносящих. Предшественник Макконнелла Джон Негропонте, первый директор ведомства со дня его создания в 2005 году, в этом деле не особо преуспел, не продержался на посту и двух лет и был отправлен президентом Бушем обратно в госдепартамент.
Большая часть работы Макконнелла ясное дело была политической и к реальным секретам никакого отношения не имеет. Нужно быть совсем уж наивным, чтобы верить в то, что на слушаниях по докладу могли быть раскрыты какие-нибудь секреты. Но если учесть, что американцы никогда не отличались изяществом в своей пропаганде, то такие заслушивания шефов шпионских ведомств это, пожалуй, как раз то самое близкое расстояние, на которое они к такому изяществу приблизились.
Эти доклады в общем не что иное как еще один инструмент внешней политики, только упакованный «в вуаль почти раскрытой тайны». На самом деле все изложенные тезисы, «беспокойства» и «тревоги» по большей части не откровения, которыми делится разведка, а скорее прямое напоминание о том, что хотели бы видеть США и чего они не хотят и не будут принимать. Как ориентир – весьма полезно.
Андрей Федяшин, для РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az с РИА Новости