Шалва Пичхадзе: «Оппозиция может потерять доверие людей, если не пойдет на радикальные действия»
Эксклюзивное интервью 1news.az с грузинским политологом Шалвой Пичхадзе
- В случае невыполнения требований оппозиция грозится акциями. Насколько реальным вы считаете проведение оппозицией многотысячных акций?
- У оппозиции тяжелое положение. В случае невыполнения ее требований она вынуждена пойти на радикальные шаги, в противном же случае потеряет доверие избирателей.До выборов 5 января избиратели были довольно равнодушны к выборам. Все предполагали, что они будут сфальсифицированы. Оппозиция убедила население участвовать в выборах и обещала защитить их голоса. Сегодня очень большая часть общества чувствует себя обманутой и оскорбленной, считает, что у них отняли голоса и требует защиту своих голосов от оппозиции. Ситуация примерно такая же, какой была в ноябре 2003 года.
В ноябре 2003 года Михаил Саакашвили смог защитить голоса и совершил революцию. Такое радикальное настроение в населении есть. Люди готовы пойти на все, но, по-моему, оппозиция не готова к радикальным шагам. Во-первых, оппозиции трудно брать на себя ответственность, потому что не знает, что могут вызвать ее радикальные действия. Во-вторых, сегодня оппозиция не чувствует такую же поддержку от Запада, какую чувствовал Саакашвили в 2003 году.
Именно поэтому я говорю, что оппозиция в тяжелом положении. С одной стороны, она чувствует ответственность за то, что может произойти, а с другой, народ требует – давайте, чего вы ждете? Оппозиция может потерять доверие людей, если сейчас не оправдает их ожидания и не пойдет на радикальные действия.
Поэтому она постарается не потерять тот громадный заряд протеста, использовать который собирается к парламентским выборам, но не совершать ошибку, которая будет неисправимой для нее и для страны.
- Насколько выполнимы требования, о которых говорит оппозиция, то есть освобождение с занимаемых должностей Тархнишвили и Кинцурашвили и т.д.?
- По-моему, абсолютно выполнимы.
- Почему власти отказываются от выполнения достигнутых соглашений?
- Они сейчас в более выигрышном положении. По-моему, пока власти ждут, когда оппозиция потеряет доверие, когда она оплошает. Имею в виду, что со стороны населения есть очень большое ожидание, что оппозиция сделает что-нибудь, но если она не сможет сделать это «что-нибудь», то потеряет доверие народа. Думаю, власти ждут именно этого, они находятся в режиме ожидания и постараются вынести урок из ноябрьских событий, не повторять тех же ошибок.
- Допустим, оппозиция пошла на радикальные шаги, и акции приняли перманентный характер. В таком случае мы получим ту же обстановку, какая была в ноябре?
- Будет поединок нервов, кто допустит первую ошибку. Если акции станут перманентными, ошибку могут допустить и власти, как тогда, когда пошли на абсолютно неоправданные действия и понесли серьезный урон.
- В связи с акциями оппозиции в правительстве часто заявляют, что сторонники есть и у них. В то время, когда общество разделено на две части, появление на улицах сторонников властей на фоне акций оппозиции разве не будет способствовать провоцированию гражданского противостояния?
- Во-первых, будет хуже, во-вторых, общество разделено, но не на две равные части. Сомневаюсь, чтобы власти смогли вывести столько же людей, сколько выйдет 15 февраля на акцию оппозиции. Но противостояние такого типа, сколько бы не было людей с одной или с другой стороны, очень опасно.
- Насколько достоверны заявления властей, что они готовы к внесению изменений в законодательство и созданию условий для проведения демократических выборов?
- Если со стороны Запада, в первую очередь со стороны Соединенных Штатов Америки и Евросоюза, не будет проведена серьезная работа, правящая партия проведет точно такие же выборы, как 5 января, то есть напишет те цифры, которые ее устраивают.
Запад имеет очень серьезное влияние на нашу страну, и США, Евросоюз - единственные, кто может вынудить все существующие в Грузии силы направить обстановку в цивилизованное русло и провести свободные, справедливые выборы.
Ираклии Мамагазе, Джейхун Наджафов, 1news.az