Абель Магеррамов: «Широкомасштабные проекты стали толчком для интеграции отечественного образования в Европу»
Эксклюзивное интервью 1news.az с ректором Бакинского государственного университета, членом постоянной комиссии Милли Меджлиса по науке и культуре, академиком Абелем Магеррамовым
31 января президент республики подписал распоряжение «О некоторых мерах по интеграции высших учебных заведений Азербайджана в европейское высшее образование». О работе в данном направлении, проводимой с 2005 года, и значении распоряжения главы государства.
- Каково может быть влияние этого распоряжения президента республики на политику правительства в области науки и образования?
- Данное распоряжение издано весьма своевременно и встречено всеми работниками образования с энтузиазмом. Еще до этого мы были вовлечены в процесс интеграции высшего образования в Европу, но конкретной стратегии не было. Распоряжение уточнило стратегические направления нашего образования. Осталось претворить эту стратегию на практике тактическими шагами.
- Каковы основные черты интеграции системы образования в Европу?
- Основная идея интеграции состоит в том, чтобы путем повышения мобильности молодежи небольших государств создать ей условия для учебы в ведущих университетах мира. Мы хотели бы, чтобы азербайджанские студенты обучались в университетах мира, история которых насчитывает столетия. В 1999 году 29 европейских стран приняли в Болонье декларацию о создании единого европейского образовательного пространства. Для ускорения интеграционных процессов недостаточно только выполнения условий Болонской декларации, оказывается также финансовая поддержка со стороны государства, предоставляются гранты, готовятся программы. За минувший период значительно ускорили процесс интеграции программы Сократес, Эразмунс-Мундос и другие гранты. В некоторых странах уже можно говорить о повышении мобильности студентов.
- А для чего за рубежом поднят вопрос о мобильности студентов?
- В 29 странах Европы программы и концепции, методология образования настолько близки, что особых трудностей с интеграцией нет, они достигают мобильности лишь путем некоторого сближения учебных планов и индивидуальных программ студентов. Интеграция же систем образования постсоветских стран требует времени, а эволюция – системного подхода. Нам предстоит воспринять систему образования, длительное время существующую в странах евроатлантического пространства и отбросить систему, оставшуюся с советских времен. Перед нами стоит задача принятия новой методологической базы в образовании, формирования кадрового потенциала, а этот процесс требует времени. Образовательные реформы должны осуществляться эволюционным путем, иначе могут привести к очень нежелательным последствиям. Поэтому президент республики и подписал это распоряжение.
- Может быть, общественность так долго ожидала официальный документ в силу того необходимости окончательного формирования этой методологической базы, внедрения информационных технологий, укрепления материально-технической базы учебных заведений?
- Совершенно верно. Широкомасштабные проекты, осуществленные общенациональным лидером Гейдаром Алиевым, а затем нынешним президентом республики Ильхамом Алиевым и президентом Фонда Гейдара Алиева Мехрибан Алиевой, изданные распоряжения и указы, компьютеризация учебных заведений, строительство новых школ – все это стало толчком для интеграции отечественного образования в Европу. Министр образования нашей страны Мисир Марданов подписал Болонскую декларацию в 2005 году, и с тех пор мы переживаем переходный период. Теперь же запускается механизм реальной интеграции. Сегодня студенты имеют возможность через Интернет получить доступ ко всем библиотекам и другим источникам информации во всем мире и могут сравнивать полученные сведения с тем, что дает им преподаватель. Здесь и выявляются различия между советской и европейской системами образования: в первой главная роль принадлежит преподавателю, который оценивает знания учащегося, а во второй право выбора за студентом, который посредством виртуальной школы повышает свой интеллект и расширяет круг знаний. Преподаватель же подходит к студентам индивидуально. В европейской системе знания оцениваются по 100-балльной шкале, в которой учитываются также посещаемость и систематичность записи лекций, качество повседневной учебы, то есть активность на лекциях и семинарских занятиях. В этом плане можно ускорить реформы и добиться еще больших результатов.
- А нельзя ли было проделать эту работу 8-10 лет назад?
- Нет, конечно. Тогда не было компьютеров, очень мало было владеющих английским и компьютерной грамотностью, слаба была сеть Интернета. Теперь пользование Интернетом не представляет ровно никакой трудности. Лишь после возникновения нынешних возможностей и принятия государственной программы по развитию информационных технологий появились условия для подписания последнего распоряжения главы государства.
- Может ли это распоряжение повлиять на принятие давно уже ожидаемого закона «Об образовании»?
- Да, действительно. Работая над проектом закона «Об образовании», мы учитывали существенные моменты, связанные с Болонским процессом, в том числе доступ к виртуальной школе каждого студента. Правда, уже действовали распоряжения и государственная программа по внедрению информационных технологий в учебных заведениях, но развитие вузов, усиление их материально-технической базы, проведение новой образовательной политики и подготовка пакета законов требовали интеллектуального подхода. Распоряжение главы государства станет значительным стимулом для тех, кто годами трудится над проектом нового закона об образовании, поскольку отныне известна конкретная позиция высшего государственного руководства относительно интеграции в европейскую образовательную систему. Теперь мы движемся к европейской интеграции не только своим экономическим и углеводородным потенциалом, геополитическим расположением, но и интеллектуальным потенциалом, прошедшим испытание веками, своими духовными ценностями.
Кямиль Хамзаоглу, 1news.az