Косово и Нагорный Карабах. Прецедент или все-таки…?
Наконец-то долгим спорам, противостояниям и нервотрепкам вокруг проблемы предоставления независимости Косовскому краю, который имел автономный статус в составе Сербской республики, видимо, наступил конец.
Приштина 17 февраля официально объявила о независимости края от Сербии. Правда, и раньше Приштина несколько раз заявляла о своем намерении объявить о независимости края (при этом назывались конкретные даты), но в силу определенных причин окончательное решение откладывалось. Поэтому противники предоставления независимости Косово все еще надеялись, что и на этот раз пронесет.
Тем более что на заседании Совета Безопасности (СБ) ООН, предшествовавшем этому событию, из 15 членов СБ лишь пятеро твердо высказались за предоставление независимости краю. Но Приштина своим решением всех поставила перед свершившимся фактом. Уже есть первые отголоски этого решения за и против, уже звучат первые угрозы и "неодобрямс" и т. д. Независимость Косово, можно сказать, поддерживают большинство западных государств, и в своем стремлении они в основном ссылаются на решение комиссии, возглавляемой спецпредставителем ООН по Косовскому конфликту Марти Ахтисаари. Естественно, Сербия выступает против предоставления независимости части ее территории без ее согласия, и обещает представить Косовскому краю широкий автономный статус, который не имеет аналога в мире, в составе Сербии.
Одним из ярых противников (даже намного яростнее, чем сама Сербия) предоставления независимости Косово является Россия. Она многократно заявляла, что при рассмотрении вопроса независимости Косово на СБ ООН Россия использует свое право на вето. Учитывая федеративное устройство России, ее принципиальную позицию в этом вопросе понять можно. Потому что предоставление независимости Косовскому краю против воли Сараево гипотетически создает благодатную почву для "парада суверенитетов" на территории России.
Именно поэтому Россия пугает своих коллег по СБ ООН тем, что признание независимости Косово может быть прецедентом для межнациональных конфликтов, существующих на пространстве СНГ, и не скрывает от них свою позицию, которую она занимает в этом вопросе. Интересно то, что сепаратистские режимы, поддерживаемые Россией на постсоветском пространстве, тоже желают признания независимости Косово, тем самым надеясь на то, что когда-нибудь международное сообщество и по отношению к ним может применить такой подход. Создается парадоксальная ситуация. Поддерживаемые Россией эти режимы, прекрасно понимая, какую гипотетически пороховую бочку подкладывает под федеральное устройство России признание факта независимости Косово, тем не менее, для достижения своих собственных целей желают полного признания независимости этого края. Это лишний раз доказывает, что в политике движущей силой является не постоянная дружба, а постоянные интересы.
Но поддерживающие независимость Косово государства и международные структуры неоднократно заявляли, что Косовский вопрос не может быть прецедентом при решении других конфликтов из этой же категории. Совсем недавно об этом еще раз объявил спецпредставитель Евросоюза по Южному Кавказу П.Семнеби. Вместе с тем руководители Армении и сепаратистского режима Нагорного Карабаха упорно проводят параллели между Косовским и Нагорно-Карабахским конфликтами. Со своей стороны хочу поделиться с вами некоторыми соображениями о том, почему независимость Косово не может быть прецедентом при решении Нагорно-Карабахского конфликта:
1) В борющемся за свою независимость Косово численность населения составляет два миллиона. Этнический состав выглядит таким образом: албанцы - 90%, сербы - 6%, другие национальности - 4%. В самом начале Нагорно-Карабахского конфликта общая численность населения автономной области составляла 192 тыс. человек. Если даже верить армянским источникам, из них около 30% составляли азербайджанцы. Такая большая разница в общей численности населения и соотношении этнического состава между Косово и Нагорным Карабахом должна быть одним из основных факторов, отвергающих утверждения о прецеденте Косовской независимости для Нагорного Карабаха. Потому что если для каждого региона, где компактно проживают 100-150 тыс. армян потребовать или автономный, или же независимый статус, то очень скоро мы можем стать свидетелями образования множества "малюсеньких армений" во всех регионах мира. К примеру, в ЮАР проживают около 80 тыс. армян. А если они и там потребуют для себя автономию или независимость (это вполне в их духе)? Если учесть "замыслы" армян, компактно проживающих в Турции, Иране, Грузии и их "стратегического партнера" России, то нетрудно понять, к каким невообразимым армянским провокациям это может привести не только в регионе, но и во всем мире. Именно поэтому мировое сообщество и международные структуры в скором времени должны добиться решения Нагорно-Карабахской проблемы в рамках международного права.
2) Косовские албанцы, в своей борьбе опираясь на принцип права наций на самоопределение, в отличие от армян, которые бредят идеей создания "Великой Армении" от моря до моря, не ставят своей целью создания "Великой Албании". Те государства (особенно Россия), утверждающие, что признание независимости Косово может быть прецедентом для признания других сепаратистских режимов (особенно на пространстве СНГ), должны проявить политическую волю в вопросе признания данного факта. Потому что претензии армян не ограничиваются только Нагорным Карабахом. В этом плане они никак не могут пожаловаться на отсутствие аппетита. Армяне к некоторым государствам, в том числе и России, в той или иной форме предъявляют территориальные претензии. Нежелание своевременно объединиться единым фронтом против агрессора или еще хуже -временами поощрение его и заигрывание с ним, в конечном итоге может привести к очень тяжелым последствиям. Сомневающихся могут отрезвить Мюнхенские соглашения 1938 г., и уступка Гитлеру Судетской области Чехословакии.
3) По данным многих источников, албанцы, поселившись в Косовском крае с конца 14-го века, внесли свой посильный вклад в дело процветания этого края и сохранили все исторические памятники всех времен. А факт заселения армян в нагорную часть Карабаха только с 30-х гг 19-го века после заключения Туркменчайского договора в результате переселенческой политики царской России в отношении армян из разных государств и искусственное размещение их в нагорной части Карабаха ни для кого не является секретом. По поводу превосходства этнической численности. Если прирост албанцев в Косовском крае происходил по естественным причинам, то рост армян в Нагорном Карабахе в основном обеспечивался за счет переселения армян из других регионов и выживанием отсюда азербайджанцев, что в конечном итоге привело к численному превосходству армян в области. А что касается исторических памятников, то армяне, сохраняя верность своим варварским повадкам, опираясь на принцип, что все неармянское для них не представляет никакой ценности, разрушили все азербайджанские памятники исторического и культурного наследия.
4) Если сербско-косовский конфликт по своей сути носит внутригосударственный (между государством и автономным краем, входящим в состав этого государства) характер, то Нагорно-Карабахский конфликт происходит между двумя республиками (ныне суверенными государствами) бывшего СССР на почве территориальной претензии Армении к Азербайджану. Учитывая тот факт, что Нагорно-Карабахский конфликт начался еще при существовании СССР, Конституция которого тоже декларировала незыблемость существующих границ внутри этого государства, то получается, что армяне всегда относятся к правовым нормам наплевательски на всех уровнях. Даже международные структуры признали факт войны, навязанной Арменией Азербайджану, и ООН принято 4 резолюции, предусматривающие освобождение всех захваченных азербайджанских земель без каких-либо предварительных условий, которые Армения почему-то не торопится выполнять, а вместо этого трубит о прецеденте.
5) Косовский край, имея общие границы с Албанией, никогда не стремился к географическому слиянию и не использовал этот момент для превращения края в логово всяких боевиков, бородачей и для поставки огромного количества оружия. Единственное, чему служила эта граница - это тому, что во время этнических чисток, проводимых в крае сербскими карательными отрядами против албанцев, эти несчастные могли спасаться в Албании. Армения же, не имевшая общих границ с Нагорным Карабахом, оккупировав еще 7 районов Азербайджана, прилегающих к этому региону, географически осуществила присоединение Нагорного Карабаха к Армении. Так что ни о какой аналогии, а тем более о прецеденте не может быть и речи.
6) В настоящее время находящееся под административным надзором ООН и войск НАТО Косово никогда не выдвигало условие об объединении в едином государстве с Албанией. У него даже есть взятое на себя обязательство об этом перед СБ ООН. И Албания со своей стороны никогда не озвучивала желание о присоединении Косово к своей территории. В отличие от этого, армяне всеми средствами проталкивают идею присоединения Нагорного Карабаха к Армении. По сей день Армения не отменила два решения своего парламента от 1988 и 1989 гг. о присоединении Нагорного Карабаха к Армении.
7) В настоящее время в Косово сербы составляют 6% от общего числа населения края, и руководство края взяло на себя обязательства по обеспечению их защиты и созданию нормальных условий жизни перед международными структурами. Даже в период этнических чисток по отношению к албанцам, проводимых в крае сербской армией, албанцы не позволяли себе проводить адекватные операции против сербов, проживающих в крае. Они воевали исключительно против сербских войск. Только после того как в 1999 г. для защиты албанцев от сербских палачей в Косово были введены военные силы НАТО, этническим чисткам, проводимым руководством Сербии по отношению к албанцам, был положен конец. При этом из края сербы не были изгнаны, и они по сей день продолжают там жить. Сегодня в Косово существуют 16 сербских общин с правом на самоуправление. Армения же, взяв пример с прошлого руководства Сербии, провела этнические чистки не только против азербайджанцев, проживающих в Армении, и изгнала их до единого человека из исторических азербайджанских земель, но и против всех азербайджанцев Нагорного Карабаха и еще семи районов Азербайджана, захваченных Арменией.
Творимые зверства со стороны армян во время этих чисток ни в коей мере не отстают от сербских по своей жестокости, а в чем-то даже превосходят их. Одной Ходжалинской трагедии достаточно для того, чтобы привлечь Армению к ответственности перед Международным Гаагским трибуналом (вспомните бахвальство С.Саркисяна перед зарубежными журналистами о том, что для достижения своих целей они не остановятся даже перед расстрелом безоружного мирного населения). Кстати, Армения уже давно превратилась мононациональное государство. Даже их "стратегических союзников" русских здесь осталось всего 7 тыс. Для сравнения отметим, что в Азербайджане проживают около 300 тыс. русских.
8) Нельзя забывать тот факт, что Косовский вопрос был решен под протекторатом ООН и НАТО, вооруженные силы которого состоят из представителей всех членов этого блока. Армения и Россия по сей день выступают против размещения международных миротворческих сил в зоне Карабахского конфликта. Россия всячески старается получить для своих вооруженных сил мандат ООН, как миротворческих сил в этом регионе. Это более чем устраивает Армению. Но ООН, прекрасно осведомленная о роли российских военных подразделений в военных операциях, проводимых Арменией против Азербайджана, вряд ли подпишет такой мандат. Тем более что Россия в Карабахе размещает часть вывезенной военной техники из Грузии, а Армения, пользуясь прикрытием России, размещает там группировки террористической организации ПКК. Как после этого можно говорить о прецеденте?
9) Сербия получила контроль над Косово в 1912 г. А в 1918 г. Косово вошло в единое королевство сербов, хорватов и словенцев. Это говорит о том, что между поселением албанцев в Косово и вхождением этого края в состав единого королевства существует достаточно большой исторический отрезок времени. Нагорный Карабах же является исторической территорией Азербайджана, и никогда не входил в состав Армении. Кроме того, даже нынешняя Армения была искусственно создана после 1-й мировой войны на исторически азербайджанских землях, которые были отторгнуты у него в результате геополитических игр западных государств и России.
10) По Конституции Социалистической Федеративной Республики Югославия Косово, имеющее статус автономного края в составе Сербии и имея с ним одинаковые права, наравне с ним входило в СФРЮ как полноправный субъект федерации и имел право на вето по внутрисербским вопросам. В отличие от этого, Нагорный Карабах никогда не являлся отдельным субъектом СССР и не обладал правом на вето по внутренним вопросам Азербайджана.
Все эти вышеприведенные фрагменты дают нам основание говорить о том, что признание независимости Косово не может быть прецедентом для решения Нагорно-Карабахского конфликта, и все подобные заявления не более чем обычная политическая спекуляция.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции