Косовская трусость НАТО
«Что такого особенного в косовской ситуации по сравнению с другими подобными конфликтами? Почему независимость Косово была в пожарном порядке признана США и большинством стран ЕС?», – написал я Георгию Дерлугьяну, русскому профессору Северо-Западного университета в Чикаго, одному из ведущих мировых специалистов по Кавказy.
В ответ он прислал мне ссылку на документальный фильм The Albanian Brooklyn Connection, выпущенный еще в феврале 2005 года голландскими документалистами и показанный в США по общественному ТВ PBS.
Герой фильма – Флорин Красничи, американец косовского происхождения. Он ведет лоббистскую деятельность в США в пользу независимости Косово. «Рад сообщить вам, что сегодня мы уже собрали 510 тысяч долларов», - говорит на платном обеде, устроенном Красничи в 2004 в пользу кандидата демократов в президенты, Ричард Холбрук, бывший при президенте Клинтоне заместителем госсекретаря, ответственным за Югославию. А перед выступлением он и бывший командующий войсками НАТО Уэсли Кларк по-приятельски общались с боевиками-ветеранами Армии освобождения Косово. Это тот самый Холбрук, ныне советник Хиллари Клинтон, который на днях обвинил Россию в провоцировании беспорядков в Сербии.
Одновременно со сбором денег Красничи легально закупает в США оружие («для охоты на слонов в Танзании», - объясняет он торговцу приобретение крупнокалиберной винтовки), а затем контрабандой ввозит многотонные партии оружия в находящееся под протекторатом ООН и НАТО Косово. «Эта и вертолет собьет», - говорит он, демонстрируя родственникам уже в Косово винтовку для «охоты на слонов».
Вот несколько других выдержек и цитат из фильма, в котором почти нет авторских комментариев, лишь монологи американского косовара или ответы на короткие вопросы автора фильма.
«Деньги творят чудеса в этой стране [США]. Сенаторам и конгрессменам нужны пожертвования, и если вы финансируете их, если собираете для них деньги, они непременно отблагодарят вас».
В ответ на вопрос, не вызовет ли провозглашение независимости войну: «Надеюсь, что нет. Но если без войны нельзя – мы готовы. Вероятно, года через полтора (Напомню, что фильм снимался в 2004 году – А.П). Если не этой весной, то следующей. Если Косово не получит независимость - будет война».
«ООН не знает, на что мы способны. Если уж нам удалось залучить сюда НАТО, чтобы помочь нам освободить себя, думаю, мы способны устроить так, чтобы ООН вылетела с этой территории».
А вот диалог Красничи с ведущей (и автором) фильма:
«- Я говорила в Приштине с представителем НАТО, и он сказал, что они очень успешно разоружают албанцев.
- Ха-ха! Все это натовская пропаганда… Никакое там НАТО, никто не может разоружить албанцев. У нас была такая страшная история, что мы никому не доверяем. Албанцы в Косово очень хорошо вооружены, и даже если НАТО уйдет отсюда, или если мы не получим независимость миром, мы используем оружие, чтобы добиться своей цели».
Вот, собственно, в чем особенность Косово. Миротворцы здесь – будь то НАТО или ООН – не средство защиты закона и порядка и даже не инструмент геополитической игры пославших их стран, а игрушка в руках сепаратистов. Либо способ достижения сепаратистами своей цели, либо препятствие. В последнем случае они обратят оружие против «защитников».
Может быть, секрет «независимости Косово» в том, что США и европейцы поняли это и струсили? То есть в международной игре «полицейские-разбойники» разбойники переиграли полицейских? И, кстати, по всем понятиям, кроме правовых, заслуживают за это уважения.
Есть нечто странное в том, как развитые демократии проводят международные полицейские операции. В 1999 года, спасая албанское население Косово, НАТО сражалась не с комбатантами, для чего понадобилась бы наземная операция и потери, а разрушала гражданскую инфраструктуру Сербии («ни один невинный серб не станет жертвой оружия, которые мы закупаем. Невинные сербы гибли от [натовских] бомбардировок», - презрительно говорит Красничи).
Заодно пострадали и соседние страны: украинские портовые города в устье Дуная несколько лет задыхались от безработицы из-за того, что разбомбленные белградские мосты парализовали судоходство по одной из самых оживленных транспортных артерий Европы.
Сегодня, в 2008 году, почувствовав себя мишенями, «полицейские» предали и международное право, которое, вроде бы, призваны защищать. Поддались на шантаж, не думая о последствиях. Каких? «По ту сторону холма – Косово, по эту – Албания. Для меня все это - Албания», - говорит Красничи.
Они еще и из Ирака, который сами же превратили в очаг международного терроризма, сбегут в свое заокеанское далеко, оставив разбираться с последствиями тех, кто рядом, и кто всегда говорил, что не надо туда лезть.
И это та НАТО, в которое так стремятся войти, например, Украина и Грузия? На что, интересно, они рассчитывают, кроме того, что их призывников научат говорить по-английски?
Алексей Панкин, академик Международной академии телевидения и радио
Публикуется в рамках сотрудничества РИА Новости и 1news.az