Новое прочтение пройденного
В ходе недавно состоявшегося официального визита в Польшу президент Азербайджана Ильхам Алиев посетил нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в городе Гданьске.
Как и следовало ожидать, посещение этого завода в очередной раз оживило дискуссии вокруг судьбы проекта достройки нефтепровода Одесса-Броды до польского города Плоцк с возможностью выхода на порт Гданьск на Балтийском море. Здесь в качестве одного из основных покупателей каспийской нефти желает выступить гданьский НПЗ, принадлежащий группе компаний «Лотос».
Известно, что визиту президента И.Алиева в Польшу предшествовало расширение состава участников изначально украино-польского совместного предприятия «Сарматия» до 5 членов. В нынешнее международное трубопроводное предприятие «Сарматия» входят польская ПЕРН «Пшиязнь» - 24,75%; украинская «Укртранснафта» - 24,75%; Государственная нефтяная компания Азербайджанской республики (ГНКАР) – 24,75%; Грузинская нефтегазовая корпорация – 24,75% и «Клайпедос нафта», пожалуй с чисто символическим участием в 1%. После разработки и одобрения всеми ее участниками технического задания «Сарматия» объявила тендер на выбор разработчика технико-экономического обоснования проекта создания Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Одним из условий, предъявляемых к желающим поучаствовать в тендере, является то, что стоимость работ не должна превышать $2млн.
Очевидно, что МТП «Сарматия» - организация, созданная на принципах корпоративного управления, и ее деятельность не подкреплена межправительственными соглашениями. Из всех участников предприятия только ГНКАР располагает ресурсами сырья, а остальные либо представляют транзитный коридор для транспортировки нефти, либо пытаются выступить в качестве ее потребителей. Нельзя сказать, что проект достройки нефтепровода до Плоцка входит в число приоритетов европейской энергетической политики подобно газопроводу Nabucco. На словах Евросоюз поддерживает проект, на деле же до сих пор выделил лишь 2 млн. евро на подготовку бизнес-плана. От дальнейшего финансирования пока воздерживается. Напомним, что строительство трубопровода от Брод до Плоцка протяженностью в 490 км оценивается в порядка $500 млн., основное препятствие - недостаточное количество азербайджанской нефти для функционирования нефтепровода в долгосрочной перспективе. Для рентабельности проекта по разным оценкам требуется прокачивать по нефтепроводу от 9 до 14 млн. тонн нефти ежегодно.
Напомним, что у Азербайджана такого количества нефти с учетом того, что приоритетным для нас является направление Баку-Тбилиси-Джейхан, просто нет. Остается надежда на Казахстан, у которого отношение к проекту Одесса-Броды-Плоцк далеко неоднозначное. Кроме того, у него достаточно и своих проблем, связанных с тем, что темпы прироста добычи нефти отличаются от прогнозируемых ранее, причем не в лучшую сторону. На словах же казахстанская сторона то предлагает привлечь в этот проект Россию, что в корне меняет его предназначение, то продать ему по преференциальной цене НПЗ в странах Балтии или Польши, а это уже не входит в первоначальные планы инициаторов строительства трубопровода Броды-Плоцк. В противном случае предоставить тариф на транспортировку нефти на $24 за тонну ниже той, что предлагалась в 2007 году и приводило его к тем значениям, которые существовали для экспорта казахстанского углеводородного сырья на тот период.
Согласно официальным сообщениям, в ходе визита президента И.Алиева в Польшу никаких межправительственных соглашений о поставках энергоносителей в эту страну подписано не было. Но это еще не означает того, что при посещении НПЗ в Гданьске польской стороной не были выдвинуты новые предложения на этот счет. И если таковые были, то они непременно станут предметом обсуждения на Энергетическом саммите в Киеве, который состоится 22-23 мая нынешнего года. Нельзя также исключать того, что разработчики ТЭО придут к выводу, что на восьмом году существования нефтепровода Одесса-Броды и еще более давней идеи достройки его до Плоцха этот маршрут транспортировки азербайджанской нефти окажется более привлекательным, чем направление на Джейхан. Ведь ТЭО - это такой «хитрый» документ, который, как правило, оправдывает возлагаемые на него надежды заказчиков.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Чингиз Велиев, 1news.az