Средиземное море Николя Саркози
Французский президент Николя Саркози, похоже, все-таки дождется рождения Средиземноморского Союза, идеей создания которого он впервые озадачил Европу еще во время своей президентской предвыборной кампании прошлого года. Свое согласие на формирование союза дала, наконец, канцлер Германии Ангела Меркель на рабочей встрече с Саркози в германском Ганновере 3 марта.
Правда, Европа будет «примерять на себя» совсем не тот союз, который изначально имел в виду энергичный и честолюбивый президент Франции. Более того, никто даже не может пока сказать, сколько стран войдет в такой союз и будет ли он вообще работоспособен.
Средиземноморский Союз был внешнеполитическим коньком предвыборной кампании Саркози. В двух словах, французский президент предлагал сформировать из стран «средиземноморского кольца» - Алжира, Кипра, Египта, Франции, Греции, Израиля, Италии. Иордании, Ливана, Ливии, Мальты, Марокко, Палестины, Португалии, Испании, Сирии, Туниса и Турции - региональную политико-экономическую организацию с руководящими органами в виде Совета, сменяющимся президентством, регулярными встречами на высшем уровне. Она призвана стать форумом для сотрудничества в решении региональных проблем, налаживании экономического и торгового сотрудничества, борьбе с терроризмом, урегулирования проблем иммиграции и пр. В общем - навести мосты между Европой, Африкой и Ближним Востоком.
С тем, что такая идея давно назрела, согласны все дипломаты и эксперты по региону. И все было бы хорошо, если бы предложенный союз не был так разительно похож по структуре и функциям на ЕС. Кроме того, было совершенно ясно, что Саркози «тянет» все Средиземное море на себя, да еще и намеревается либо дублировать, либо и вовсе подменить институтами нового союза многие институты ЕС. И с Балтики в сторону Саркози подул очень холодный ветер.
Именно Меркель первой заявила, что Берлин этого не допустит и не даст тратить фонды Европейского союза на создание организации, двери которой будут закрыты не только для Германии, но и для большинства членов ЕС (а это в первых планах Саркози так и было). «Средиземноморская идея», надо сказать, вконец рассорила Меркель с Саркози. В приватном порядке немецкие дипломаты говорят, что Саркози уже вызывает у фрау Меркель устойчивое раздражение, и она называет его не иначе как «гиперэнергичным и хвастливым».
До сих пор удивительно, что они вообще встретились в Ганновере 3 марта. На этот день был назначен регулярный франко-германский саммит в Баварии, но Париж за неделю до этого отказался от участия и отложил встречу на три месяца, сославшись на «технические проблемы графика визитов президента». В результате Меркель и Саркози провели урезанные переговоры после открытия в Ганновере международной выставки высоких технологий «Цебит-2008», где и были «урегулированы разногласия по средиземноморской политике».
Теперь, по настоянию фрау канцлер, в союз должны быть вовлечены не только 7 прибрежных стран средиземноморья из состава ЕС, но все 27 членов Европейского Союза. То есть вместо предполагавшихся 18 участников союз может получить 38. Саркози с этим согласился, потому что не согласиться с Меркель он никак не мог: как хорошо известно, в Брюсселе без поддержки такого тяжеловеса, как Германия, любая европейская идея обречена на провал.
Но Германия в итоге так перегрузила «средиземноморскую лодку» Саркози, что теперь не ясно, сможет ли она держаться на плаву. Фрау канцлер, кроме всего прочего, настояла на том, чтобы идея стала продолжением так называемого Барселонского процесса – Европейско-средиземноморского диалога с участием всех присредиземноморских стран и всех стран ЕС. Он был начат еще в 1995-м году и к настоящему времени фактически заглох. Эксперты за пределами ЕС считают, что заглох он как раз потому, что в него была вовлечена вся громоздкая машина брюссельской бюрократии. В том числе страны, которым было малоинтересно участвовать в процессе, идущем «где-то за тридевять земель от их национальных интересов».
Совсем не хочет вступать в Средиземноморский союз Саркози Турция, которую сам французский президент туда усиленно приглашает и называет одной из его основ. Турецкие официальные лица с издевкой именуют инициативы Саркози не иначе как «Club Med» по аналогии с известной сетью туристических отелей и лагерей. Турция прекрасно поняла, что ловкий Саркози хочет подсунуть ей, вместо желанного членства в ЕС, членство в некоем аморфном Средиземноморском союзе. Ливия не желает присоединяться к союзу, утверждая, что он будет «оружием разрушения единства стран Магриба». А без этих стран союз будет несколько «однобоким».
Сам Николя Саркози полон решимости довести дело до конца. Объявить о создании союза он готовится на парижском саммите ЕС, который пройдет 13-14 июля во французской столице. Объявление должно стать первым большим делом Саркози и Франции, которая с 1 июля заступает на пост председателя Европейского Союза. Причем Николя Саркози намеревается «взойти на вершину» своего средиземноморского триумфа 14 июля – как раз в День Бастилии, Национальный праздник Франции. Vive la France!
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az c РИА Новости