Узбекистан – ОДКБ: второй брак с договором
Сенат Узбекистана ратифицировал документ о присоединении к Организации договора о коллективной безопасности и одобрил 7 соответствующих законов, что предусматривает присоединение к 77 договорам ОДКБ и позволяет стать ее полноправным участником.
Часть экспертов называет это восстановлением членства Узбекистана, ранее приостановленного из-за разногласий с партнерами. Как известно, «Договор о коллективной безопасности» предусматривал оказание необходимой помощи, в том числе военной, в случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств–участников. Но по ряду причин в момент атаки международных террористов на Узбекистан этот договор не сработал, что закончилось приостановлением его участия в этом договоре в 1999 г. В то же время высказывается мнение, что официальный Ташкент вступил в совершенно новую организацию, поскольку формально ОДКБ была учреждена лишь в конце 2002 г. Так или иначе следует признать, что членство Узбекистана восполнит пробел в формирующейся системе региональной безопасности Центральной Азии.
Какие же преференции получит он сам от участия в этой военно-политической организации? Особо следует отметить военную составляющую. Узбекские вооруженные силы будут приобретать военную технику и вооружения по льготным ценам. Льготы коснутся и подготовки военных кадров. Важно и другое - ОДКБ претерпела структурные и содержательные изменения, реагируя на динамично развивающиеся процессы на постсоветском пространстве, сделала ряд практических шагов в деле противостояния современным угрозам. Это не могло не импонировать Узбекистану, больше всех пострадавшему от вылазок международных террористов. Восстанавливая свое членство, Ташкент внес целый пакет предложений, в числе которых создание разведывательной и контрразведывательной структур в рамках ОДКБ и разработка механизмов по обеспечению внутренней безопасности республик Центральной Азии. Для региона это весьма актуально: здесь переплетены геополитические интересы не только различных государств, но и международных религиозно-экстремистских и террористических организаций. В этой взрывоопасной и запутанной ситуации ОДКБ и ШОС являются мощным фактором военно-политического сдерживания. Такого уровня безопасности пока никто не может дать странам постсоветской Центральной Азии.
Может быть, по этой причине ведущие силы этих организаций Россия и Китай болезненно относятся к присутствию военных баз третьих стран в регионе. Даже ложная информация о частичном разрешении узбекскими властями использования американцами инфраструктуры авиабазы в Термезе, которую арендует Бундесвер, вызвал чуть ли не переполох в Москве. Во всяком случае, такое впечатление создалось по реакции российских СМИ. Заговорили о возвращении американской военной базы в Узбекистан как о свершившемся факте. Позже американским дипломатам и военным пришлось выступить с разъяснениями по этому поводу и заявить, что они не обращались к Узбекистану с подобной просьбой.
Хотя, если быть реалистом, нельзя не заметить, что решение проблемы безопасности региона выходит за рамки сотрудничества в ШОС и ОДКБ. Это, прежде всего, касается ситуации в Афганистане. Миротворческие операции антитеррористической коалиции в течение последних 6 лет не принесли желанного мира на афганскую землю. Эскалация насилия, связанная с активизацией «Талибана» и других экстремистских и террористических организаций, ухудшает и без того трагическую ситуацию. По словам директора Агентства национальной безопасности США Майка Макконнела, сегодня правительство Карзая контролирует всего лишь одну десятую часть страны.
Такая из рук вон плохая обстановка стала темой обсуждения саммита НАТО в Бухаресте. Было решено усилить военно-тыловую базу и численность международных сил содействия безопасности (ISAF) в Афганистане. Достигнута договоренность между НАТО и Россией о предоставлении транспортного коридора по перевозке невоенных грузов для ISAF. Узбекистан заявил о своей готовности подписать специальное соглашение с НАТО по этому поводу. Если учесть, что Афганистан имеет железнодорожное сообщение с внешним миром только через Узбекистан, то значение такого сотрудничества трудно переоценить.
Выступая на саммите НАТО в Бухаресте, президент Узбекистана заявил, что «достижение мира и стабильности в Афганистане – это решающий фактор безопасности, открывающий большие возможности для решения жизненно важных проблем устойчивого социально-экономического развития всего Центрально-азиатского региона». Он предложил преобразовать контактную группу «6+2» в «6+3» с учетом новых реалий, то есть включение в переговорный процесс по решению афганской проблемы помимо 6 сопредельных с Афганистаном государств, США и России также представительства НАТО. Многие эксперты оценили приглашение президента Каримова на саммит НАТО как поворот Узбекистана на Запад и «выход из российского политического пространства». При этом не учитывается, что афганская проблема вынуждает страны, особенно близко соприкасающиеся с ней, искать всевозможные формы защиты своих национальных интересов.
Еще одним действенным механизмом в региональном масштабе, безусловно, является ШОС. В конце марта в Ташкенте состоялось заседание Совета Региональной антитеррористической структуры (РАТС). Два соглашения, подписанные там, направлены прежде всего на борьбу с терроризмом и призваны обеспечить стабильность в регионе, поставить барьер на пути угроз, в том числе, исходящих из Афганистана. Сейчас под понятием «угроза» в основном понимают такие факторы как терроризм, экстремизм, сепаратизм, наркотраффик, незаконная миграция и т.д. Не подвергая сомнению их наличие, хотелось бы добавить в этот список еще несколько потенциальных рисков и угроз, характерных для Центральной Азии: трения между государствами из-за распределения водных ресурсов, неравенство в социально-экономическом состоянии, безработица, бедность. Одним словом, проблем здесь непочатый край. Причем не только военно-политического характера, но и межхозяйственного плана. И подчас не поддаются решению в рамках сотрудничества стран региона. Значит, структуры ОДКБ и ШОС востребованы здесь и как альтернатива этим отношениям.
Фахриддин Низамов, член Экспертного совета РИА Новости
Публикуется в рамках сотрудничества РИА Новости и 1news.az