Евросоюзу надо – Туркменистан готов!
Избрание Гурбангулы Бердымухаммедова на пост президента Туркменистана и провозглашение им курса на постепенный вывод страны из добровольной самоизоляции явно прибавило хлопот внешнеполитическому и прочим официальным ведомствам этого государства.
Количество эмиссаров из многочисленных западных инститоров, спешащих донести радостную для европейского сообщества весть о достижении ими договоренности с Г.Бердымухаммедовым о строительстве Транскаспийского газопровода или присоединении Туркменистана к проекту «Набукко», похоже, уже сравнялось с численностью наших деятелей культуры, убеждавших в том, что только их поездка за рубеж помогла прорвать информационную блокаду, сложившуюся вокруг Азербайджана.
Сперва богатое воображение премьер-министра правительства Украины Юлии Тимошенко представило на суд европейцев проект строительства по дну Чёрного моря газопровода «Белый поток», о непричастности к которому официально заявили министерства иностранных дел не только Туркменистана, но и нашей республики. Теперь вот комиссар Еврокомиссии по внешним связям, политике и добрососедству Бенита Ферреро-Вальднер в интервью австрийским СМИ объявила о готовности Туркменистана поставлять природный газ в Европу по газопроводу «Набукко».
Вслед за этим информационное агентство «Туркменистан.ру» процитировало сказанное президентом Г.Бердымухаммедовым в ходе закончившего свою работу 10 апреля текущего года в Ашгабаде 6-го заседания «Тройка ЕС – Центральная Азия». А прозвучало оно так: «Туркменистан готов к самому широкому и тесному диалогу с ЕС на равноправной и взаимовыгодной основе». Что это – трудности перевода или весь диалог «ЕС – Туркменистан» сводится к участию последнего в проекте «Набукко»? Непонятно.
Но интрига этим не ограничилась. В газете «Financial Times» появляется статья, в которой со ссылкой на ту же Бениту Ферреро-Вальднер уже уточняются объемы и сроки, в которые Туркменистан готов поставлять природный газ в Европу. Это ни много, ни мало 10 млрд. кубических метров в год и что самое замечательное - начиная с 2009 года и в обход территории России. Для этого даже предлагаются целых три варианта транспортировки сырья.
Самый вразумительный из них – строительство «небольшого газопровода» (который у нас в СМИ величаво именуют Транскаспийским) по дну моря, соединяющего туркменский и азербайджанский берега. Безусловно, технический прогресс на Западе добился значительных и даже впечатляющих результатов, но не настолько же, чтобы за оставшееся до начала 2009 года время решить все технические, технологические и юридические нормы и процедуры, необходимые для строительства трубопровода.
При условии, что туркменская сторона успеет подготовить для него ресурсную базу. Да и в целом желательно было бы, чтобы еврокомиссар уточнила – строительство газопровода это коммерческое предприятие, которое должно приносить прибыль участникам проекта или гуманитарная акция? Такой вопрос невольно возникает после того, как новый посол ЕС в Азербайджане Алан Вадамс решил внести свой скромный вклад в дело обеспечения энергобезопасности Старого Света. После своего непродолжительного пребывания в Баку он нашел, как обеспечить «мертворожденный проект» (имелся в виду «Набукко») газом. В своих суждениях он не был оригинален и определил Туркменистан в качестве такового. По всей вероятности, ситуация сложилась таким образом, что потребовалось распространение еще одного заявления президента Г.Бердымухаммедова. В нем оговорится, что, учитывая складывающееся положение дел на мировых рынках энергоносителей, Туркменистан с 2009 года перейдет в расчетах за поставки газа на мировые цены.
То есть ничего нового по сравнению с тем, о чем уже было решено на совещании с участием российского «Газпрома» месяц назад в Москве, сказано не было. Но это только на первый взгляд, ведь формула цены еще не определена. А значит, интрига продолжается.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции