Эльчин Аскеров: «Я не считаю возможным сказать, что какая-либо религиозная школа наиболее близка Азербайджану» | 1news.az | Новости
Интервью

Эльчин Аскеров: «Я не считаю возможным сказать, что какая-либо религиозная школа наиболее близка Азербайджану»

10:44 - 25 / 04 / 2008
Эльчин Аскеров: «Я не считаю возможным сказать, что какая-либо религиозная школа наиболее близка Азербайджану»

Эксклюзивное интервью 1news.az с заместителем председателя Государственного комитета по работе с религиозными организациями Эльчином Аскеровым

- Какое значение придает комитет контролю религиозной литературы, продаваемой на прилавках страны?

- Государство серьезно относится к проверке религиозной литературы, поступающей в Азербайджан, будь то зарубежные или местные книги. Эти книги обязательно должны проходить соответствующую экспертизу с целю выявить, имеются ли в них идеи, призывающие к национальному или религиозному экстремизму, межрелигиозной конфронтации,  идеи, не соответствующие нацинтересам, светским принципам и моральным ценностям нашего народа. Подобную литературу мы не позволяем завозить и печатать в Азербайджане.

Неоднократно международные организации пытались поднять разговор о том, что подобные меры должны быть изменены, но мы исходим в первую очередь с позиции интересов государства и нации.  

- А чем обоснована цензура именно на религиозную литературу, ведь если на то пошло, то «вредные мысли и идеи» есть во многих общепризнанных книгах на политические, философские темы, написанных авторами с мировой известностью?

- Комитет исходит из того, что Азербайджан – молодое независимое государство, где еще устойчиво не сформировались свои идеологические нормативы и механизм пропаганды национальных и религиозных ценностей. Все это вынуждает нас быть осторожными и внимательными, поскольку религиозные книги оказывают сильное влияние особенно на умы молодежи.

- Тогда почему в Азербайджане не уделяется большое внимание разработке принципов написания учебников, пособий, популярных изданий, адаптированных для нашего общества? У нас ведь есть сильные ученые, к примеру, теолог с мировым именем Эльмир Кулиев пишет не только книги на тему Ислама и духовности, но и по заказу соответствующих организаций России и Казахстана подготовил учебно-методические издания, которые одобрены для использования в средних и высших учебных заведениях этих стран. Почему же не привлекать своих первоклассных специалистов для подобной работы в Азербайджане?

- Этот вопрос не раз уже поднимался в азербайджанском обществе и СМИ, и на высоком госуровне рассматривалась возможность преподавания основ религии в средних школах и вузах, но затем интерес к этой теме почему-то снизился. Мое мнение состоит в том, что это весьма актуальная тема, и я верю, что в будущем вопрос преподавания и грамотного идеологического написания религиозно-духовных книг будет положительно решен в Азербайджане. Правильное преподнесение религиозных знаний  является самым надежным способом ограждения молодого поколения и общества от влияния чуждых импортированных идей. Я сторонник того, чтобы в какой-то конкретной форме молодежь получала в школе азы религиозного просвещения, знала о духовности, истории религий и об Исламе, чтобы молодежь формировала верное мнение о религии. Для того, чтобы избежать «нежелательных интерпретаций»,  не отдавать «права» на религиозное просвещение в руки эмиссаров извне или их уже проникших некогда к нам идей, этим  непосредственно должно заниматься государство с привлечением ученых, экспертов, педагогов, методистов.

У нас тоже уже давно написаны очень хорошие книги, предназначенные на возрастную группу средних и высших школ. В написании этих книг участвовали ведущие эксперты и ученые, такие как академик Васим Мамедалиев и др. Мне приятно говорить о том, что я сам еще 1998-м и 2002 годах был автором двух учебников по основам Ислама.

- Как влияет на формирование духовного мировоззрения нашего общества рост числа молодых кадров, получивших религиозное образование в исламских университетах различных стран мира?

- С распадом СССР в Азербайджане возникла большая потребность в религиозно-духовном просвещении, с целью получения которого с 1990-92 гг. молодые люди стали отправляться в ведущие мировые центры исламского просвещения, поскольку у нас в тот период не было достаточно своих специализированных кадров в этой сфере. В 1997-98 гг. в Азербайджан стали возвращаться первые специалисты, получившие образование в исламских центрах разных стран мира, и сегодня многие из имамов мечетей, преподавателей, исламских ученых являются представителями этого потока. Их возвращение на первых порах вызвало ряд проблем в нашем обществе, поскольку пошла интерпретация Ислама, соответствующая идеологии страны и учебного заведения, где они получали религиозное образование. Чувствовалась попытка насаждения различных идеологических форм и мировоззрений в наше общество извне. Однако потом все же все стало нормализоваться, и в этом не малую роль сыграл сбалансированный и выдержанный подход к проблеме государства на основании соблюдения религиозных прав.

- В мире существуют три основные современные национально-религиозные школы: турецкая, фарсидская и арабская, которые в свою очередь делятся на различные течения. Какая из них, по вашему мнению, может наиболее подойти для Азербайджана?

- Я не считаю возможным выбрать и сказать, что какая-либо религиозная школа наиболее близка Азербайджану, тут невозможно однозначно сделать выбор. Я не зря привел в пример ситуацию середины 90-х годов, когда общество резко реагировало на различные идеи, привносимые со стороны некоторых граждан, получивших религиозное образование за рубежом. Сегодня этот процесс брожения позади, наше общество разобралось, что из себя представляет большинство чужеродных идей и какую именно пользу можно извлечь из мировой научной копилки Ислама. Сегодня идет процесс усиления национальных традиций и собственного мировоззрения в вопросе формирования религиозно-духовных взглядов у граждан.

Правда, еще есть некоторые проблемы, но и они исчезнут после полного формирования национальной духовной элиты, своих религиозных школ и восстановления части утерянных в советское время духовных традиций. В Азербайджане формируются представители духовных школ, выступающих с позиции национальных интересов своей страны. А пока у нас идет процесс формирования собственной гармоничной модели сосуществования религии, общества и государства.

- Каким вы видите гармоничное совмещение идей азербайджанства и Ислама в нашем обществе?

 - Я не сторонник использования вообще термина азербайджанской модели Ислама, поскольку Ислам сам является большой духовной школой, которую нельзя подстроить под узко государственную идеологию, но мы видим, что некоторые страны попытались создать подобную модель, к примеру, в соседних мусульманских странах, но в итоге получается, что исламские идеи начинают использоваться строго в интересах или с позиции какого-либо государства или правящей верхушки. Естественно, что религиозное влияние, исходящее из Ирана, Турции или арабских стран имеет собственные национальные мотивы и интересы, книги и проповедники этих стран имеют свой уклон и это нормально в принципе и естественно. Для нас их влияние уже пройденный этап, и мы сегодня не сидим сложа руки, когда встает вопрос защиты собственных нацинтересов. В перспективе между верующими и государством должно быть создано такое взаимопонимание и доверие, которое не позволит внешним негативным факторам оказывать существенное влияние на азербайджанское общество.

- В ближайшее время в Азербайджан вернутся около 400 выпускников Исламского университета Медины и других научных центров Ислама, которые наряду со своим ценным духовно-религиозным опытом привезут много свежих и иногда неадекватных мыслей и идей. В исламские центры и университеты каких стран вы посоветовали бы ехать за получением образования нашей молодежи, сформировался ли у комитета на собственном опыте принцип отбора и селекции в этом вопросе?

- Я думаю дело не в том, куда отправлять студентов для получения религиозного образования, а в том, кого следует отправлять. По моему мнению, за рубеж надо отправлять тех, кто получил уже на Родине начальное религиозное образование, тех, кто чувствует ответственность и самое главное - является патриотом, любящим свою страну и культуру. Вопрос национального самосознания существует не только при отправке на учебу в зарубежные исламские научные центры, но и вообще при отправке в другие страны для получения любого вида образования.

Ризван Гусейнов

Поделиться:
2998

Последние новости

Все новости

1news TV