Инициатива Турции: четверо «за», двое воздержались
В преддверии саммита тюркоязычных государств, который пройдет в Баку в конце мая, все разговоры по поводу политической интеграции тюркоязычных стран приобретают особый смысл.
Напомним, на очередном съезде организации сотрудничества тюркоязычных стран и общин в ноябре 2007-го, который также состоялся в Азербайджане, премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган выступил с инициативой создания политического союза тюркоязычных государств (Турция, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, Туркменистан, Киргизия). Как утверждалось, - для координации усилий на важных внешнеполитических треках. К слову, Турция считает, что такими направлениями для союза могут быть, например, Ирак и израильско-палестинская проблема.
Впрочем, восприятие самих тюркоязычных стран турецкой инициативы не однозначно. Так, если Азербайджан, Казахстан и Киргизия относятся к ней с практическим интересом, то Узбекистан и Туркменистан, напротив, воспринимают ее с изрядной долей скептицизма.
Надо отметить, что идея политического объединения тюркоязычных стран появилась еще в начале девяностых годов прошлого столетия. Тогда, в период роста националистических настроений в тюркоязычных республиках бывшего СССР, наблюдался особый спрос на идеи тюркского единства, которые принято еще называть пантюркизмом. Экономические и политические успехи Турции, с которой у Азербайджана и всех республик Центральной Азии, кроме Таджикистана, имеются общие этнические корни, вдохновляли идейных сторонников политического единства тюркских республик. В самой же Турции крайние националисты и вовсе требовали от правительства максимально форсировать этот процесс, не просто исполняя роль его идейного вдохновителя, но и взяв на себя функции проводника. В стране даже было образовано и действует до сих пор министерство, отвечающее за связи с тюркскими странами.
Именно в этот период лидеры политических партий из стран региона часто наведывались за консультациями и материальной помощью к своим богатым турецким соратникам. Сами руководители Турции также были частыми гостями в регионе, склоняя коллег к большей активности в направлении тюркской интеграции.
Как потом оказалось, столь активные действия Турции привели к обратному результату. Недовольные попыткой этой страны навязать свое влияние правящие элиты новых независимых республик взяли курс на формирование собственной идеологической базы, в которой контекст национальной самобытности (азербайджанской, казахской, узбекской и пр.), явно преобладал над контекстом принадлежности к единому тюркскому субэтносу. Вектор политической и экономической интеграции этих стран был проложен в ином направлении. Приоритет отдавался сотрудничеству в рамках СНГ и ШОС. Исключением являлся лишь Азербайджан, у которого с Турцией всегда сохранялись близкие отношения. Сама Турция, испытывая экономические и внутриполитические проблемы, оказалась в стороне от реальных процессов в регионе и постепенно утратила рычаги влияния.
Сейчас ситуация стала меняться. Небывалый экономический рост в постсоветских странах, усиление фактора энергетической безопасности и, соответственно, веса ресурсных стран заметно укрепили их положение на всем евразийском пространстве. Кроме того, усилилась их роль в качестве своеобразной буферной зоны, отделяющей нестабильный Средний Восток от благополучной Европы. Действия политических элит региона на международной арене стали более самостоятельными и уверенными. Теперь уже участие в интеграционных группировках для них больше не сопряжено с риском утраты самостоятельности. А некоторые, в частности наиболее значительный политический игрок – Казахстан, могут позволить себе выступить с инициативой создания такой группировки. В 2006 году на саммите глав тюркоязычных стран - Казахстана, Турции, Азербайджана и Кыргызстана - президент Нурсултан Назарбаев впервые озвучил предложение о создании Межпарламентской Ассамблеи тюркоязычных государств. В феврале нынешнего года на встрече заместителей председателей парламентов четырех тюркоязычных государств протокол о намерениях в поддержку инициативы казахстанского президента был подписан. Узбекистан и Туркмения еще накануне не изъявили желания принять в ней участия, косвенно продемонстрировав свое отношение к тюркской интеграции.
Но, как говорится, еще не вечер. Скорее всего, окончательная позиция сторон по проблеме создания полномасштабного интеграционного объединения тюркоязычных стран будет прояснена в ходе саммита в Баку, на который, как ожидается, прибудут главы всех шести государств. Неутомимый Нурсултан Назарбаев накануне выступил с идеей создания центральноазиатского союза, в который могут войти Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан. И хотя это не этническое, а региональное объединение, учитывая преимущественное положение тюркских республик, Казахстан, по-видимому, не прочь претендовать на роль одного из лидеров тюркского мира. Хотя скептики утверждают, что убедить Ислама Каримова будет очень непросто. Это показал недавний визит Каримова в Астану. Да и позиция Ашхабада явно не соответствует планам казахстанского лидера.
Между тем Турции, быть может, как никогда прежде, нужен политический тюркоязычный союз. В его формировании весьма заинтересован премьер Эрдоган. Воплощение идей такого объединения может оказаться важным аргументом в его схватке с политическими оппонентами.
Вместе с тем наблюдатели утверждают, что в условиях отсутствия устойчивых экономических и военно-политических предпосылок к объединению Анкара попытается уговорить столицы тюркоязычных государств лишь на создание механизмов координации внешней политики. Можно предположить, что основной целью этой организации будет стремление Турции придать хотя бы какую-то легитимацию своей позиции в отношении проблем Кипра и Иракского Курдистана. Тем не менее для некоторых государств подобная структура представляет определенный интерес с точки зрения создания видимости внешнеполитических альтернатив.
В любом случае очевидно одно. Тюркское политическое единство вновь встает на повестку дня в региональных делах.
Ильгар Велизаде, политолог (Азербайджан)
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости