Новый мир для нового президента России | 1news.az | Новости
Точка зрения

Новый мир для нового президента России

13:12 - 06 / 05 / 2008
Новый мир для нового президента России

Дипломатические расписание для вступающего 7 мая в должность нового президента России Дмитрия Медведева в целом известно на несколько месяцев вперед.

Первая поездка запланирована в Китай 23-24 мая, и еще в Казахстан то ли на пути в Китай, то ли на пути обратно. В июне предстоит саммит Россия – ЕС (он будет проходить в городе Ханты-Мансийске, в Западной Сибири). А далее, в июле – Хоккайдо, саммит «большой восьмерки». И еще будет – видимо, в августе – саммит Шанхайской организации сотрудничества, в столице Таджикистана Душанбе.

Протокольные и прочие президентские службы практически никогда не составляют последовательность маршрутов лидеров наций, исходя из так называемой геополитической символики. Символикой увлекаются исключительно публицисты, подобные автору этих строк. Они обязательно заметят, что президентский самолет Дмитрия Медведева каждый раз будет брать курс от Москвы на восток, даже если речь идет об общении с лидерами Европы. Если же хорошо знать, как обстоит дело с расписанием встреч на высшем уровне, то становится известно, что поздняя весна и лето для российской дипломатии всегда оказываются «азиатскими» из-за мероприятий, проходящих каждый год в одно и то же время. Точно так же конец года для Москвы оказывается «европейским».

Сейчас трудно вспомнить, куда совершил свои первые поездки Владимир Путин восемь лет назад. Как и сегодня, звучали голоса, что для России главный приоритет – это страны, входившие в СССР. И похоже, что для Путина действительно наметили тогда поездки в Минск и Киев. Но гораздо лучше запомнилась серия его первоначальных визитов в те страны, где когда-то было велико влияние СССР, а потом оно было бездарно утрачено: Вьетнам, Монголия и другие. Вот это уже была не символика, а нечто более серьезное. Владимир Путин, консерватор у власти, действительно собрал много валявшихся на земле кусков былых связей СССР, и при этом двинул Россию куда дальше вперед, чем это сделал «реформатор» Борис Ельцин.

В любом случае ясно, что Медведев – преемник Путина во множестве смыслов, и даже если говорить только о протоколе, он продолжает то дипломатическое расписание, которое начало составляться при Путине. Никто в Москве не ожидает, что Медведев будет вносить серьезные новшества как во внешнюю, так и во внутреннюю политику в первое время своего президентства – возможно, год-два.

Что касается азиатского направления его маршрутов, то тут Медведеву предстоит иметь дело с реальностями положения России, сложившегося до него.

Например, если Казахстан окажется первым пунктом его поездки на Восток (и вообще за рубеж), то это действительно будет довольно символической акцией. Да, первый визит – в этом случае – будет нанесен в столицу одной из стран СНГ. Причем Казахстан – самый близкий и самый важный из союзников России из числа бывших республик СССР. В 90-е годы казалось, что главной в СНГ после России, и самой важной, и самой развитой страной будет Украина. Но Украина оказалась погружена в политический хаос, кульминацией которого стала «оранжевая революция» зимы 2003-2004 года. Путем этой революции (то есть саботажа выборного механизма) США и ЕС посадили в Киеве нынешнюю антироссийскую власть. В результате Украина утратила влияние в зоне СНГ, экономические, да и все прочие перспективы ее под вопросом. А вот Казахстан тем временем оказался евразийским экономическим чудом, обогнав Россию по уровню жизни и многим другим показателям на душу населения. Ни с кем в СНГ у Москвы нет таких связей, как с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. То же относится к межчеловеческим связям – между русскими и казахами они скоро станут теснее, чем между русскими и украинцами, или такими же тесными.

Китай для России представляет такой же вызов и проблему, как и для всего остального мира. На протяжении последних 10 лет Китай занимает то второе, то третье место в списке экономических партнеров России, после Германии и иногда Италии. В политическом плане любые российские лидеры в Пекине и прочих азиатских столицах отдыхают от тех сложных и нервных отношений, которые существуют у Москвы с Западом. Русские дипломаты и китайцы мгновенно находят общий язык по любым мировым проблемам, либо не мешают друг другу заниматься своими делами где-нибудь в Африке или Латинской Америке. Человеческие отношения россиян и китайцев оказались почти такими же тесными, как с казахами или украинцами.

Год за годом когда-то сильная в России американо-европейская пропаганда пыталась запугать российскую публику Китаем, изображая его угрозой для России. Пропаганде этой не поверили ни политические круги, ни широкая публика. Но проблемы с Китаем есть – прежде всего в том, что это Китай для России по важности стоит чуть ли не на первом месте. Но не Россия для Китая. Прохладно-доброжелательное отношение китайцев всех уровней к русским заметно, и говорит о проблемах в будущем.

Саммит ШОС в Душанбе – это, по сути, продолжение той же политики, касающейся Казахстана и Китая, тем более что как раз эти три страны и составляют несущие конструкции самой ШОС.

Саммит «восьмерки» - занятная часть российской внешней политики. Если при президенте Ельцине в цене были декоративные, ритуальные подтверждения того, что Россия – «тоже держава», то при Путине восторги насчет «восьмерки» не так заметны. Ее воспринимают как организацию со многими «знаками вопроса», касающимися ее реального влияния и смысла ее существования. «Восьмерка» без Китая и Индии выглядит сегодня сомнительно, и Москва не раз выражала согласие на превращение этого клуба лидеров в «десятку».

Итак, Восток и еще раз Восток. И это притом, что Дмитрия Медведева деморализованные остатки прозападного образованного класса России пытаются представлять себе, как «западника». Ходят упорные слухи, что Медведев «не хотел» ехать в Китай. Но это неправда. Гораздо сложнее Медведеву будет иметь дело с европейцами в Ханты-Мансийске.

Выбор для саммита именно этого города можно, наверное, считать эманацией гения российских чиновников. «Встреча России с Европой» в этот раз произойдет в Азии, за Уральским хребтом, что лишний раз подчеркнет евразийский характер России. Это город, не знающий, куда еще девать деньги – и символ того, что российское процветание не ограничивается Москвой и Санкт-Петербургом. Далее, деньги это нефтяные, потому что Ханты-Мансийск – административная столица ключевых нефтяных месторождений России. А значит, перед нами великолепное напоминание о том, что без российских нефти и газа Европа не обойдется.

Саммит Россия – ЕС, несмотря на свое громкое название, это в сущности встреча двух высших чиновников, а вовсе не всех лидеров Евросоюза, с президентом России. Едут на такие саммиты обычно глава государства, председательствующего в ЕС, и верховный комиссар по внешней политике Евросоюза. Злые умы могут заметить, что саммиты эти – бюрократический протез для постоянно хромающих российско-европейских отношений.

Да, товарооборот России только с членами ЕС превысил в прошлом году 270 миллиардов долларов, в сравнении с 58 миллиардами в 2000 году. То есть Россия вошла в первую тройку ключевых торговых партнеров Европы, для нее же самой 55% внешней торговли приходится на ЕС.

Среди всего прочего это означает, что сотни тысяч бизнесменов ЕС и России имеют массу личных связей. То же относится к европейским и российским театрам, музеям, музыкальным ансамблям. Все это вместе неудивительно, если учесть, что большая часть россиян живет все-таки на европейском континенте.

Вместе получается такая картина: у России ни с кем нет таких тесных отношений, как со странами Евросоюза. И ни с кем нет настолько острых, эмоциональных проблем. Видимо, эти вещи взаимосвязаны и неизбежны. В том смысле, что обе стороны хотели бы, чтобы их ближайшие соседи и партнеры были бы немного другими.

Дмитрий Медведев хорошо знает суть европейских претензий к России: европейцам не нравится избиратель, который предпочитает единогласие вместо конкурентной борьбы; не нравится нежелание Москвы расширить доступ европейцев к российской энергетике; неприятны противоположные с ЕС позиции по законности признания независимости для Косово; и многое другое.

Суть российских претензий к Европе почти зеркальная. Упомянем тут упорное желание если не «европейцев вообще», то многочисленных неправительственных организаций насаждать вдоль российских границ какие угодно режимы, лишь бы они носили антироссийский характер; ставить у российских границ радары систем американской ПРО; и многое другое. Оба списка претензий очень длинны и хорошо известны. Так же как и их причины: Запад не может преодолеть инерцию 90-х, когда многим казалось, что дорога Москвы лежит к членству в западных структурах и организациях, с прицелом на совместную борьбу с набирающей влияние Азией. Но оказалось, что у России не совсем те же самые интересы, так же как и не совсем та же политическая философия, что у европейцев или американцев. Россия оказалась чем-то вроде Индии – не враждебной Западу культурой, но отнюдь не частью Запада. Это – тот новый мир для нового президента России, с которым ему предстоит иметь дело долгие годы.

Кстати, окончательно осуществился политический поворот России при Владимире Путине, которого тоже считали «западником». И не следует надеяться, что Дмитрий Медведев, при всех его очевидных симпатиях к Европе, будет пытаться насильственным путем менять процессы, в которых участвуют миллионы людей.

Дмитрий Косырев, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Поделиться:
2295

Последние новости

Все новости

1news TV