Непал: из монархии - в буддистский коммунизм
Два дня с 28 по 30 мая непальцы празднуют официальный переход королевства от монархии к республике. Трансформацию формально закрепило 28 мая первым же указом Конституционное собрание, которое тут же принялось разрабатывать новую республиканскую конституцию.
На это уйдет примерно два года, и пока собрание будет играть роль парламента. Смене политических формаций у подножья Джомолунгмы предшествовали такие невероятные, фантастические, невиданные события и пертурбации, которые собственно и могли произойти только в стране, где появился на свет и прожил до 29 лет сам Будда.
Ничем иным и не объяснишь отказ Непала от короля, некогда живого воплощения бога Вишну, ошарашивающие результаты парламентских выборов в апреле и почти полную передачу власти и судеб государства в руки не просто коммунистической, а маоистской компартии. Впрочем, в коммунистических (социалистических) манифестах и программах всегда было столько религиозного идеализма, что Будда, может и впрямь приложил к этому руку.
В том, что к этому причастен сам отстраненный 12-й монарх гималайского королевства Гьянендра, сомнений нет. С ним, кстати, завершится и вся 240-летняя монархическая история непальской династии Шахов (Shah) и исчезнет вообще последняя индуистская монархия мира. И все это «заслуга» последнего короля. Его величество пришел к власти при обстоятельствах странных и кровавых, после бойни, устроенной еще в 2001 году кронпринцем Дипендрой. Тот напился на обеде и перестрелял почти всю королевскую семью (всего 7 человек), включая и самого монарха, старшего брата Гьянендры, короля Бирендру. Это, кстати сказать, было величайшей «королевской резней» в истории после убийства семьи Романовых.
Новый «воплощенный бог» повел себя совсем не так как должен был бы вести себя властелин страны, стоящей на 12-м месте в списке беднейших государств планеты (средний доход на душу 260 долларов в год). Вопреки советам министров этот любитель астрологии и дорогих лимузинов сорил деньгами (еще больше хулиганил его сын), распустил парламент и узурпировал власть.
Все эти безобразия кончились в 2006 году, когда доведенные до полного отчаяния королевскими эскападами парламентарии и правительство замирились с Коммунистической партией Непала (маоистской) (КПН(м), которая, вместе с союзниками, с 1996 года вела партизанскую войну против монархии, что обошлось стране в 13 тысяч человеческих жизней. Гьянендра был лишен всей власти и фактически еще тогда из под него выбили трон.
На парламентских выборах 10 апреля было вообще много чудес. Коммунистическая партия Непала (маоистская), которой прочили третий результат, получила большинство в непальском 601-местном парламенте. Он формируется так сложно, что лучше даже не приводить раскладку мест. Кстати сказать, западные СМИ почему-то упорно замалчивают тот показательный факт, что этот парламент и вообще вся политическая жизнь в стране будут насквозь коммунистическими. Хотя второе по числу депутатов представительство будет у Непальского Конгресса, на третье место вышла Компартия Непала - Объединенная марксистско-ленинская (КПН-ОМЛ). И это еще не все. Их союзниками будут еще просто Марксистско-ленинская компартия, Единая компартия, Объединенная компартия, Рабоче-крестьянская партия.
Такого обилия партий с довеском «ком» нет больше нигде в мире. Любопытно, что за КПН (м) «всем составом» проголосовали «неприкасаемые» Непала, которые составляют 14 процентов населения. К обилию богов непальцы привыкли, но к обилию партий нет. Так что считать победу маоистов исключительно их политической заслугой навряд ли уместно. Похороны монархии – это не результат победы маоистов, а итог ненависти к 60-летнему Гьянендре.
Он, надо сказать, еще хорошо кончил. Лидер КПН(м), 53-летний Пушпа Камал Дахал по прозвищу Прачанда (это переводится как «вселяющий ужас») пообещал «достойный уход» королю. Он станет «простым гражданином». Его не казнят, не посадят и даже пока не отберут многочисленные чайные и табачные плантации, хотя все дворцы конфискуют в пользу государства и лишат ежегодного содержания. В этом смысле Прачанда «ужасный» поступил с королем даже благороднее, чем его политический идеал Мао. Тот, помнится, на долгие годы посадил последнего императора Поднебесной Пу И в лагерь и выпустил его лишь за несколько лет до смерти.
Прачанда вообще, похоже, сильно модернизированный маоист. В своем первом интервью уже после решения по королю он заявил, что Непал пойдет по социалистическому пути в медицине, образовании, социальном обеспечении, но будет придерживаться «капиталистического способа производства». Перемирие с маоистами и их победа, похоже, не только не отпугнули от Непала туристов, но напротив их поток теперь стабильно растет. В этом году ожидают уже полмиллиона приезжих – вдвое больше, чем три года назад.
За «вычетом» Гьянендры в мире теперь останется 26 монархов (включая королей, императоров, шейхов и великих князей). Это если не считать Ватикана, который в принципе вполне можно считать единственной абсолютной монархией Европы.
Все остальные европейские монархии – конституционные. За исключением разве что Испании, которая называет свою форму правления «парламентской монархией», хотя ее отличия от «конституционной» столь тонки, что навряд ли даже сильно образованный испанец в состоянии их узреть.
Больше всего помазанников останется в Азии – 13. Из них самые почитаемые – Император Японии и король Таиланда. Последний – Пумипон Адульядет -вообще самый долгоцарствующий монарх мира. На Африку остается только три короля.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости