Тегеран не опасается новых санкций
Еще в начале марта этого года Совет безопасности ООН принял третью по счету резолюцию, ужесточающую экономические санкции против Ирана. Документ ввел запрет на выезд за рубеж причастных к ядерной программе Тегерана чиновников и заморозил счета некоторых иранских компаний и банков. Правда санкции не коснулись Бушерской атомной электроростанции , строящейся при помощи России.
Тогда Ирану дали три месяца на исполнение принятой резолюции. По сути всё зависело от нового доклада МАГАТЭ. Если бы в нем содержался вывод о том , что Иран выполнил требования резолюции, т. е. раскрыл все свои ядерные разработки, то санкции могли быть пересмотрены. Однако такого вывода на сегодня нет, поэтому, как и прогнозировалось, Совбез ООН собирается принять «надлежащие меры».
Стало известно, что МАГАТЭ подготовило новый доклад по ядерной программе Ирана. Правда эксперты отмечают, что до сих пор в этом вопросе остается слишком много неясного. Это мешает до конца разобраться в масштабе ядерных разработок Ирана. Тегеран, в свою очередь, утверждает, что документ доказал мирный характер этой программы. Тем не менее вывод МАГАТЭ означает, что Исламской республике неминуемо грозит ужесточение экономических санкций.
Сегодня от тезисов международных инспекторов напрямую зависит, насколько жесткими окажутся санкции против Ирана, которые утверждает Совет безопасности ООН.
Еще до своего обнародования новый доклад попал в руки зарубежной прессы и, в частности, агентства Франс-пресс .Главный вывод сводится к тому, что ядерная программа Тегерана слишком засекречена, поэтому Ирану придется найти убедительные аргументы в ее защиту, чтобы доказать мирное русло использования ядерных технологий.
США и некоторые другие страны утверждают, что под прикрытием мирных ядерных разработок Тегеран стремится заполучить оружие массового поражения. Вашингтон настаивает на самых жестких санкциях против Ирана, чтобы пресечь его связи с другими странами и закрыть доступ к новым технологиям.
Международные запреты также должны сковывать экономику Ирана, что, по мнению американцев, может заставить Иран отказаться от своей ядерной программы.
Однако Тегеран утверждает, что его разработки носят мирный характер и не преследуют цель создать ядерное оружие. Сам же президент страны Махмуд Ахмадинежад обещает, несмотря ни на какие санкции и ограничения, продолжать развитие ядерной программы, чтобы страна была независима от поставщиков ядерного топлива для иранских АЭС.
В отличие от заинтересованных сторон, международные эксперты стараются делать объективные выводы. Ранее гендиректор МАГАТЭ Мухаммед эль-Барадеи отмечал наличие прогресса в выяснении остающихся вопросов относительно иранской ядерной программы, но доклад показал, что прогресса нет, и Ирану придется столкнуться с новыми санкциями.
Тем не менее , пять постоянных членов Совбеза ООН, куда входят США, Великобритания, Россия,Франция и Китай, а также Германия заявили,что не отказываются от переговоров и в любой момент готовы идти на контакт с Ираном.
Последний доклад МАГАТЭ как раз и направлен на то, чтобы Иран пошел все-таки навстречу и ликвидировал существующие пробелы.
«От Ирана требуются подробные объяснения по поводу его возможных исследований по созданию ядерного оружия», – говорится в докладе. Там же отмечается, что эксперты МАГАТЭ «продолжают анализ информации и объяснений ,полученных от Ирана».
По мнению атомного агентства Иран может представить дополнительную информацию по испытаниям взрывчатых веществ и ракетных разработок. Это может пролить больше света на содержание этих исследований, «которые Иран должен раскрыть для агентства».
Не придали особой ясности и слова официального представителя иранского МИДа Мохаммада Али Хоссейни. Он пообещал, что Иран продолжит «транспарентно и откровенно» сотрудничать с МАГАТЭ. Однако при этом Тегеран не намерен отказываться от своего права обогащать уран в мирных целях.
Еще больше путаницы внесло заявление, которое сделал после публикации доклада иранский постпред при МАГАТЭ Али Асгяр Солтание. Он официально сообщил , что «доклад МАГАТЭ является очередным документом, свидетельствующим о мирной направленности иранской ядерной программы»!.
Таким образом, ждать от Ирана новых шагов навстречу международному сообществу не стоит, и страна может столкнуться с новыми санкциями. Но так ли опасается их Тегеран? Судя по всему в Иране уверены, что к радикальным изменениям в стране они вряд ли приведут.
Складывается довольно странная и противоречивая ситуация. США, убеждая всех в том, что Иран занимается далеко не мирной разработкой атома ,настаивает на ужесточении санкций против Ирана и заявляет о готовности пойти на самые решительные меры. Тегеран , в свою очередь, отвергая все обвинения в свой адрес, заявляет , что будет продолжать развитие своей ядерной программы, несмотря ни на какие угрозы в свой адрес. Создается впечатление . что самонадеянная риторика официального Тегерана имеет под собой определенное основание. Ведь ситуация в Соединенных Штатах далеко не такая, как в канун начала антииракской кампании, откуда американцы по сей день не могут вывести свои войска. К тому же иракская политика Вашингтона подвергается критике не только за рубежом, но и внутри самой страны. Недовольство проявляется и иранским направлением внешней политики Белого дома. И оно высказывается довольно авторитетными представителями американской элиты. А это довольно значимые факторы в канун президентских выборов в Америке. В Тегеране, видимо, все это очень хорошо понимают.
Фикрет Садыхов
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции