Рамиз Мехтиев: «Вера, терпение и трудолюбие»…
Краткие комментарии к московской речи Рамиза Мехтиева
14-15 мая в рамках официальной поездки в Москву представительной делегации руководитель Исполнительного аппарата Президента Азербайджана Рамиз Мехтиев выступил с речью, посвященной 85-летию Гейдара Алиева.
В зачине своей речи он назвал Москву местом, значащим много больше, чем столица «великой России», и в прошлом «некогда великой державы» - Советского Союза. Как-то само собой следует, что Москва не только география - Москва это нечто большее. С Москвой связаны личные воспоминания руководителя Аппарата Президента. Здесь он учился в аспирантуре МГУ. И, когда профессор Мехтиев говорит, что столица СССР «вызывает ностальгию особенно у тех, кто связал с нею часть своей жизни», то здесь заслуживает внимания общий контекст высказывания. «Москва» и «Россия», а ранее «Советский Союз», будучи образами культурного и научного сознания, вызывают поток ассоциаций, и единственное чего в них нет - это иррациональной враждебности, присущей тем, кто усвоил мусаватский новояз времен «мейдана».
Рамиз Мехтиев передает свое ощущение России прежде всего в той части речи, что посвящена Гейдару Алиеву. «Да, он родился, вырос и работал в Азербайджане, но, как и любой гражданин бывшей некогда большой страны, его жизнь и деятельность были неразрывно связаны с Россией. Вернее было бы сказать - с Россией в особенности», - говорит Р. Мехтиев. Он усиливает этот момент в своей речи, напоминая о том, что Гейдар Алиев стал символом эпохальных проектов для миллионов советских людей в Азербайджане и России. Отношение Р. Мехтиева к нынешней России глубоко содержательно и здесь присутствуют не только впечатления прошлой жизни. Отнюдь!
Р. Мехтиев говорит: «Азербайджан – стратегический партнер России», - и поясняет этот тезис наличием объективных оснований: «Уверен, что наши… и ваши соотечественники…, высоко чтят наши исторические и современные взаимосвязи, веками складывающиеся между нашими государствами». Его убежденность в том, что «политические, экономические, культурные и семейные узы… необходимо беречь и приумножать» указывает на то, что он есть государственный деятель реалистичного склада. Его громадный опыт проживания в двух эпохах, его эрудиция и культурная оснастка, благодарная память о былых свершениях, - все это прочно удерживает его на позициях реализма. В этот реализм входит понимание важности социокультурного фактора. Азербайджанское и российское общества обладают внутренним сходством, - истина, заслоненная множеством хитрых спекуляций на теме «российского империализма». Есть множество фактов, подвластных непредвзятому анализу с четким заключением: Россию и Азербайджан роднят тип государства, политической системы, традиции властвования, понимание демократии, политическая психология наших народов.
В этом плане по-иному воспринимаются слова Р. Мехтиева об отношениях Гейдара Алиева и Владимира Путина. Это была встреча двух государственников - людей, понимающих значимость института государства в жизни наших народов. «Хочу еще раз подчеркнуть, - говорит Р. Мехтиев, - Гейдар Алиев придавал особое значение отношениям с Россией. Он поднял эти отношения до уровня стратегического партнерства».
Слово о Гейдаре Алиеве в устах Рамиза Мехтиева, - обладает весьма емкими смыслами. Будучи, сегодня самым опытным политическим деятелем, Рамиз Мехтиев владеет качественным знанием жизни и деятельности общенационального лидера. Это тот случай, когда теоретически выверенное знание сплавлено с богатым опытом работы. Сегодня Рамиз Мехтиев может рассматриваться как самый видный выученик, соратник Гейдара Алиева, если к этому определению еще и добавлять стаж работы под его началом.
В наше время никакая иная работа о Гейдаре Алиеве не может соперничать с работами Рамиза Мехтиева. Прежде всего, потому, что в них присутствует установка на теоретичность как принципиальное неприятие ритуальных славословий. Доброе слово о великой личности не сродни лукавым, прельстительным речам карьерных особей обоего пола. Но и честного, доброго слова недостаточно в обществе, ценящем интеллектуальные занятия. Азербайджанское общество, нуждается в знаниях о великой личности и потому, что эти знания несут в себе морально-политический заряд.
Надо сказать, что положение, занимаемое руководителем Аппарата Президента, является порукой тому, что его тексты не будут проистекать из карьерных соображений. Всякий, кто обладает опытом герменевтического прочтения текстов, убеждается в том, что работы Р. Мехтиева имеют свою мотивационную базу. Во-первых, они движимы желанием увидеть в них глубины сознания Гейдара Алиева - стойкая черта, присущая пытливому уму ученого. Рамиз Мехтиев задается вопросами и его поиски ответов отражают потребности государственного человека. Для него важно не только увидеть глубины смыслов, узреть мотивы и резоны в политике Гейдара Алиева. Не менее важно придать полученным результатам политический смысл. Научные истины должны работать в пространстве политического целеполагания, - такова установка, которой следует Р. Мехтиев.
Не будет преувеличением сказать, что Рамиз Мехтиев является единственным на сегодня первостатейным политическим философом, то есть мыслителем умеющим сопрягать истину с полезностью. У нас много философов, чья политическая неграмотность несказанно удручает. У нас также много политологов до неприличия невежественных, - неграмотных чисто философски, по большей части из-за позитивистских предрассудков, из-за дурно усвоенных стандартов англосаксонских «твинктанкистов».
Политико-философская направленность работ Мехтиева выражена не столько на теоретическом уровне, сколько на уровне методологическом. Политико-философская начинка присутствует в темах и в способах их изложения. Это впечатление от его текстов невозможно затенить, - оно наводит на мысль об особой их значимости для судеб азербайджанской государственности. Тому есть чисто внешняя причина: она в совмещенности двух статусов - государственного деятеля и ученого. И, конечно, тому причиной масштабность двух опытов - теоретического и политического.
Весьма сожалительно, что нормы государственной служебной этики не благоволят тому, чтобы ставить вопрос об изучении политико-философского творчества руководителя Исполнительного аппарата Президента Азербайджана. Однако такая мера была бы продуктивна. Речь может идти как минимум о двух вещах: 1) изучении опыта управленческой деятельности и 2) изучения опыта осознания управленческой деятельности как сферы приложения национального духа (в гегелевском понимании этого слова). Р. Мехтиев не нуждается в восхвалениях, но его опыт, будучи обретением управленческой мысли и практики, нуждается в изучении. Это ясно всякому человеку, не утерявшему способность мыслить с необходимой мерой духовной свободы и здравости. Слова «вера, терпение и трудолюбие», примененные им в речи, вполне подходят к нему, поскольку отражают базовые черты его личности.
В качестве заключения. «Указом президента России Дмитрия Медведева глава Исполнительного аппарата Президента Азербайджана Рамиз Мехтиев награжден орденом Дружбы. Награда была вручена Мехтиеву в Кремле президентом России Дмитрием Медведевым» (РИА Новости).
Теймурхан Новруз
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции