«Куда» или «Быстрее»? Варианты финансовой интеграции в СНГ
Участники прошедшей в Москве, при поддержке Российской Академии наук, международной конференции экономистов обсудили проблемы и перспективы финансовой интеграции на постсоветском пространстве.
«Как показал опыт ЕС, всеобъемлющая интеграция в том или ином регионе часто начинается именно с финансовой интеграции», - считает ведущий научный сотрудник Института экономики РАН Борис Хейфец.
На сегодняшний день существует довольно много наднациональных структур, в задачи которых входит способствовать финансовой интеграции в СНГ. В частности: Ассоциация центральных депозитариев Евразии, Финансово-банковский совет СНГ, не так давно сформированный Евразийский банк развития, Международная ассоциация бирж стран СНГ.
Но, как считают эксперты, эти структуры малоэффективны.
По мнению ученых, причина такого положения вещей кроется в нежелании отдельных стран региона ограничивать свой суверенитет. Введение, например, единой валюты требует от того или иного государства отказа от собственной денежно-кредитной политики. В случае СНГ подобные самоотверженные шаги не диктуются экономической необходимостью, как в Евросоюзе, поэтому страны и не передают международным организациям достаточные инструменты и полномочия.
Как результат – финансовые объединения в СНГ становятся всего лишь переговорными площадками. К тому же данные статистики свидетельствуют, что во многих государствах СНГ доля сделок государства на собственном валютном рынке - невелика. Такие страны, как Армения, Грузия, Кыргызстан, Молдова и Узбекистан имеют стопроцентно частный фондовый рынок. По мнению большинства экспертов, это делает их более склонными к либеральному курсу, чем к целенаправленной интеграции.
Если верить экономистам, кроме «эгоизма» отдельных игроков рынка СНГ, которые не хотят отказываться от независимости, финансовой интеграции мешают и другие важные обстоятельства. «Катализатором интеграции в целом часто выступает свобода трансграничных финансовых потоков. В случае с СНГ до нее еще далеко, ведь в регионе слишком много политических противоречий. Немаловажно и то, что экономически страны постсоветского пространства развиваются неодинаково. Известно, что в Таджикистане и Кыргызстане даже нет финансовой биржи», - отмечает заместитель руководителя Центра проблем интеграции Института экономики РАН Михаил Головнин.
Он дал прогноз развитию событий в Содружестве. По его словам, существует две модели финансовой интеграции - европейская и азиатская. Европейская заключается в том, что финансовые игроки предпочитают внутререгиональные рынки третьим рынкам; при азиатской модели, напротив, все происходит наоборот.
«Настоящая ситуация в СНГ как будто склоняется в пользу азиатского сценария: страны имеют различный экономический уровень, между ними велики политические противоречия – политика пока еще довлеет над экономической необходимостью. Исходя из этого, финансовая интеграция в СНГ, скорее всего, пойдет по пути создания множества мелких финансовых объединений. В отдельных важных вопросах эти объединения будут договариваться между собой», - считает Головнин.
Дробление СНГ на ЕврАзЭС, ГУАМ, похоже, подтверждает этот тезис.
В пользу же того, что финансы в СНГ могут все-таки развиваться по пути полного снятия пограничных барьеров и введения единой валюты говорит то, что СНГ имеет монопольного энергетического игрока в лице России, схожие структуры производства – наследство советских времен, очень интенсивную внутререгиональную миграцию. Сыграют ли эти факторы - покажет время, но пока страны СНГ предпочитают сосредотачивать свои финансы вне региона.
«Есть и третий путь - сохранение статуса Quo: Россия и Казахстан будут наращивать свою финансовую экспансию в другие страны СНГ, а все остальное долгое время будет оставаться без изменений» - добавил Михаил Головнин.
Какие подвижки на пути финансовой интеграции СНГ происходят сейчас?
В конце 2007 года Институтом экономики РАН был опубликован доклад на эту тему. В нем отмечается, что если говорить о дне сегодняшнем, то наиболее перспективной организацией, которая может направить интеграцию по одной из вышеперечисленных моделей, является ЕврАзЭС. Между Россией, Казахстаном и Кыргызстаном, другими государствами сообщества подписываются таможенные и экономические договоренности, обещающие реальную свободу финансовых потоков внутри организации. Но есть и проблемы. Неясно сформулированы конечные цели интеграции в Центральной Азии, кроме того, не декларированы конкретные шаги для ее достижения.
Определенные шаги по финансовой интеграции сделаны и на уровне всего СНГ. Еще в 1996 году была подписана конвенция о координации деятельности государств-участников СНГ на рынке ценных бумаг. Она, в основном, закрепляла уже сложившееся на фондовом рынке положение вещей, внося два принципиально новых момента. Во-первых, было предусмотрено введение мер защиты участников межгосударственного рынка ценных бумаг. Во-вторых, меры по сближению законодательств постсоветских республик. Однако практика оказалась далека от декларированных намерений.
И в концепции дальнейшего развития Содружества Независимых Государств, одобренной в 2007 году, в числе приоритетных направлений экономического сотрудничества из всего спектра валютно-финансового взаимодействия выделено лишь «создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений».
Сейчас экономисты (в который раз!) предостерегают от «бумажной интеграции» в СНГ. Очевидно, что в первую очередь это должно волновать Россию, иначе российский глобальный проект не сможет противостоять конкурирующим интеграционным проектам как на западе, так и на юге.
Валентин Рахманов
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости