Ильхам Алиев: «Легче обрести независимость, нежели сохранить ее»
Краткие заметки к последним речам Президента
Событийно плотная деятельность Президента в мае текущего года: визиты, встречи, приемы - отражает растущее значение Азербайджана в мирополитической реальности. Богатеющий Азербайджан втягивается в самый эпицентр мировой ситуации. Для нее характерна растущая неравновесность позиций ведущих акторов мировой политики. Азербайджан интересен, прежде всего, наличием энергетического богатства и своим геоэкономическим положением. Азербайджан успешно вырабатывает модель взаимоотношений с западным миром, в которых четко прослеживаются пределы, как обретений, так и рисков.
«Вступая в международные организации, - говорил Президент 27 мая этого года, - мы взяли на себя определенные обязательства, которые выполняем. Мы добровольно вступили во все международные организации. Мы вступили в эти организации для того, чтобы лучше защищать наши интересы, еще более углубить реформы и быстрее интегрироваться в мировое сообщество. Но мы также знаем, что в нынешних условиях значение Азербайджана возрастает». Следует призадуматься над этим «но», с которого начинается эта последняя фраза.
Она означает, что сегодня как никогда актуальна весомость исторического задания Азербайджанского государства, - сберечь государственный суверенитет. Вместе с тем она подразумевает рост державного потенциала нации. Этот процесс осознается и закладывается в основание проектировок внешнеполитического курса.
Суверенитет - наиболее почитаемая ценность азербайджанского общества. В шкале политических, то есть интегральных ценностей нации она занимает первое место, - она цементирует единство народа и власти. Об этом единстве говорил Президент Ильхам Алиев в речи, посвященной юбилею Азербайджанской Демократической Республики (1918-1920). Он называет субъективные факторы, работающие на успех нации - «талант народа, единство народа и власти…, наш авторитет». Президент подразумевал авторитет государства на международной арене, но внешний авторитет не может быть без авторитета внутреннего. Очевидно, что речь может идти об уникальных морально-психологических чертах народа, авторитете высшей власти и, как следствие, единстве Народа и Власти, то есть Общества и Государства.
Значение этого единства трудно переоценить. Оно подвергается атакам всякий раз, когда приходит время выборов, - процедур легитимизации власти, или, выражаясь иначе, морального приятия народом государственной власти. Говоря о народе, надо иметь в виду устойчивое большинство, оно все еще сохраняет монолитность - важнейшее качество, доставшееся от второй Республики (1920-1991) с ее особой тоталитарностью, заточенной под модернизацию. Все успешные общества тоталитарны, то есть едины. Надо бы эту истину принять во внимание во времена разгула «политоложества», - этой вакханалии масс-медийных писателей с фрагментарной эрудицией и хроническим верхоглядством.
Собственно, что такое демократия как не этическая идея одобрения общественной власти народом. Таково ядро демократии как власти гуманного большинства над меньшинством. Все прочее, - «полезные витаминизированные добавки» к главной субстанции. «Наша политика, - говорил Президент 27 мая, - как в международных отношениях, так и во внутриполитической сфере, поддерживается народом, что, конечно, придает нам дополнительные силы для продолжения реформ в будущем, так как источник любой власти – это народ, а азербайджанский народ верен своему стратегическому выбору».
Речи Президента содержат в себе несколько ценностных суждений, позволяющих вычислить их мировоззренческую природу. Вычислить с высокой долей правдоподобия, если обращать внимание на конфигурацию чтимых им ценностей. Идейные предпочтения Президента имеют вполне определенную морально-психологическую основу. Человек, в чьем сознании присутствовала мечта стать генералом, отличается, от того, кто с малолетства любил денежные знаки. Высокая частотность понятий «суверенитет», «демократия», «государство», «народ», «развитие», «модернизация» - традиционно присуща азербайджанской политической речи и, в данном случае, Президент есть человек традиции государственничества, - так, как она сложилась в ХХ веке. В ряду значимых понятий - «авторитет» - авторитет выдающейся личности, то есть лидера нации. Политическая речь Президента пронизана подходом, также присущим азербайджанской политической культуре - это наличие экономического редукционизма, то есть рассмотрение процессов модернизации, прежде всего, через призму хозяйственного развития. Новизна в речи Президента - употребление понятий «интеграция» и «реформы». Но они, по существу, привязаны к основополагающим понятиям.
Столь важнейшее концептуальное понятие как «демократия» несет в себе черты партиципативности, то есть принципа участия и включенности граждан в управление государством. Президент говорит: «Проводя политические реформы, мы одновременно уделяем внимание строгому общественному контролю, с тем, чтобы народ следил за всеми шагами, предпринимаемыми государством, правительством, обстоятельно анализировал их. При необходимости в некоторые реформы следует вносить коррективы. Мы не можем добиться этого без проведения широких обсуждений».
Стройная иерархия в предпочтениях Президента - это то, что открывается внимательному взору. Она ввергает в отчаяние недругов Азербайджанского государства. Поэтому утопична практика «тушинских перелетов», - из оппозиции в друзья власти. Она рассчитана на внутреннее «оранжевое» перерождение государства, - из государства демократического в либеральное, то есть на потерю им креативного потенциала. Им адресованы критические слова Ильхама Алиева: «Свою роль в некоторых из этих механизмов давления играют и высказывания о том, что в развитии демократии в Азербайджане якобы имеются какие-то проблемы. Азербайджанскому народу хорошо известно для чего, когда и с какой целью было сделано то или иное замечание, предложение».
Азербайджан есть наша высшая и абсолютная ценность - данная истина покоится в основе речей Ильхама Алиева, образуя ее нравственный фундамент. Первенство этой ценности вновь обнаружилось в памятном эпизоде общественно-политической жизни в январе этого года. «В 1918 году, - сказал Президент, - руководство Азербайджанской Демократической Республики подарило город Иреван Армении. Это, мягко говоря, была большая ошибка». Здесь ощущается сила негодования человека, владеющего публичными нормами политеса. Надо сказать, что определенная корректировка во взглядах на АДР в сторону большей объективности наблюдается в тексте за подписью Президента от 15 февраля 2008 года. В постановлении о грядущем праздновании 90-летия АДР отмечались негативные явления в жизни первой республики: хаос в политической жизни, бедственное положение народа и наличие беженцев из земель, отданных армянам.
Достоин внимания и такой факт. 27 мая этого года Президент сказал: «Первая республика просуществовала недолго, через два года Азербайджанская Демократическая Республика пала, что было вызвано как объективными, так и субъективными причинами». Глава государства отметил объективные причины падения первой республики, - он дистанцировался от вульгарного мнения об исключительности субъективных причин. Показательно и заключение Президента: «Легче обрести независимость, нежели сохранить ее».
В высшей степени примечательна связка первой республики с событиями 1991-1993 годов, с памятной датой 15 июня 1993 года. В речи 25 мая 2007 года, то год назад, Ильхам Алиев в косвенно обозначил причины падения АДР. «В первые годы независимости, - говорил он, - начиная с 1991 года и по 1993 год, ситуация в Азербайджане была аналогичной (той, что была в 1920 году. - Т. А.). Страна имела все атрибуты независимости, но не могла проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику. Во многих случаях она была зависима от внешнего влияния».
В 1993 году ситуацию переломил Гейдар Алиев. Азербайджанское государство избежало участи несостоявшегося государства. «1993-2003 годы запомнились как годы развития в истории Азербайджана», - истина, отрицать которую может только клиенталистская оппозиция.
«Я неоднократно говорил об этом и хочу повторить: в мире есть немало стран, которые имеют все атрибуты независимости, но они не в состоянии проводить независимую политику». Президент Азербайджанской республики говорит об этом во всеоружии жизненного опыта и образованности. Здесь опыт обладает первостепенным значением, потому что он разумеет нечто большее, чем история третьей Азербайджанской республики.
Талят Алигейдар
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции