«Спецагент» Валенса: экс-президент Польши тоже шпионил?
Польские власти решили испортить настроение бывшему президенту Леху Валенсе, готовящемуся отпраздновать 25-летие получения им Нобелевской премии мира. Они обвинили лидера движения «Солидарность» в работе на польские спецслужбы в 1970е годы.
Новость о «чекистском» прошлом Валенсы сообщил его бывший соратник по «Солидарности», а ныне главный критик России в Польше, президент Лех Качиньский. По данным главы государства, польские спецслужбы завербовали Валенсу в 1970 году. По каким конкретным поводам «шпионил» Валенса, президент не уточнил. Зато он досконально знает: сотрудничество продолжалось шесть лет, после чего – по каким-то причинам – оно прекратилось (по каким именно, господин Качиньский не уточнил). Однако видимо, информация, переданная Валенсой, была настолько важной для «польского ЧК», что даже после этого служба безопасности продолжала в течение нескольких лет выписывать свидетельства о сотрудничестве Валенсы.
Разоткровенничался глава государства не просто так. Через несколько дней должна выйти книга историков Славомира Ценцкевича и Петра Гонтарчика. Господа Ценцкевич и Гонтарчик являются сотрудниками Института национальной памяти, уже прославившегося многочисленными разоблачениями «эпохи польского социализма». В списке таких разоблачений – инициированный Институтом процесс над бывшим польским лидером Войцехом Ярузельским. Руководство этого учреждения обвиняет бывшего президента в «нарушении конституции» и «руководстве преступной группировкой». Преступления, которые приписываются Ярузельскому, сводятся к введению военного положения в Польше в декабре 1981 года, когда в разгар забастовок «Солидарности» польский лидер принял решение о вводе танков на улицы Варшавы, приостановке вещания телеканалов, введении комендантского часа. В результате тех событий погибли несколько десятков человек, а несколько сот представителей оппозиции арестованы. В том числе, кстати, Лех Валенса и Лех Качиньский.
Впрочем, попытки Института национальной памяти посадить Ярузельского в тюрьму успехом не увенчались – суд счел, что доказательств его вины недостаточно для обвинительного приговора. И потребовал от истцов раздобыть дополнительные свидетельские показания.
Насколько убедительны доказательства Института по поводу его нового, на этот раз «шпионского», дела – неизвестно. Сами авторы книги отказываются что-либо сообщать о ее содержании, пока опус не будет опубликован. Кое-что, правда, решился сообщить польской общественности Лех Качиньский в своем телевизионном интервью. Например, имя, под которым работал «спецагент» Валенса – «Болек».
Видимо, таким образом Качиньский решил отомстить Валенсе за то, что тот в свое время обозвал его «дураком» и «типом». «Люди, которые когда-то боролись за независимость Польши, не могут согласиться с тем, что происходит сейчас. Мы не боролись для таких типов, как Качиньские, Леппер или Гертых», – заявил как-то лидер «Солидарности».
Деятельность спецслужб давно не дает покоя Качиньскому. В прошлом году по его инициативе был подготовлен и опубликован доклад о работе польских спецслужб в конце 1980-х-начале 1990-х. Авторы объявили главными виновниками «чрезмерной активности российских шпионов в Польше» высшее руководство страны. В ответ Валенса, который занимал президентский пост в 1990-1995 годах, как раз и обозвал Качиньского «дураком». Качиньский не на шутку обиделся, заявил, что «дело так не оставит», и пригрозил Валенсе «судом за оскорбление главы государства». Но о своих угрозах, видимо, забыл – никакого судебного дела по этому поводу так и не завели.
Какую на самом деле цель ставят авторы нынешней книги – не очень понятно. Вряд ли речь идет о том, чтобы возбудить дело против Валенсы и вслед за Ярузельским отправить его на скамью подсудимых. Но все же публикация настроение Валенсе явно испортит. Тем более, что бывший президент в этом году собирается отпраздновать 25-летие присуждения ему Нобелевской премии мира.
Как бы то ни было, но время появления разоблачительной книги вряд ли случайно. Ведь в ней содержатся документы из архивов МВД и спецслужб, которые хранятся в Институте национальной памяти уже много лет. Почему же тогда громкие разоблачения не появились раньше?
Грядущую публикацию Валенса назвал «фальшивкой, направленной на то, чтобы подорвать его авторитет и испортить нобелевский юбилей». «Моя победа была настолько великой, что кому-то кажется подозрительной. Ни у кого не получалось. А тут – на тебе, – говорит Валенса, – Генералы брались – и никакого результата, а у электрика получилось».
Впрочем, бывший электрик к разоблачениям привык. Институт национальной памяти – далеко не первый, кто обвиняет его в связях со спецслужбами. Только «разоблачители» никак не могут определиться, на кого именно работал лидер «Солидарности» – на КГБ или «Моссад». Ему приписывали сотрудничество с обеими организациями. Причем в одно и то же время.
Елена Шестернина, международный обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости