Чем ответит Европа американцам в Афганистане | 1news.az | Новости
Точка зрения

Чем ответит Европа американцам в Афганистане

22:06 - 06 / 06 / 2008
Чем ответит Европа американцам в Афганистане

В Афганистане сменилось командование международных сил содействия безопасности (ISAF). Теперь, с 3 июня, согласно принятой классификации, в Афганистане действуют ISAF-ХII под руководством НАТО и под началом американского генерала Дэвида Маккирнана.

Дэвид Маккирнан уже зарекомендовал себя и в военной кампании в Ираке,  и на посту командующего Сухопутными войсками США в Европе. Поэтому назначение этого четырехзвездного, с 36-летним боевым опытом, генерала на пост командующего ISAF уже воспринято как стремление США  придать новый импульс военной  кампании в Афганистане.
 
Стремления США понятны. Госсекретарь Кондолиза Райс, подписывая сравнительно недавно декларацию о стратегическом партнерстве с Афганистаном, заявила, что партнерство это на более чем долгосрочную перспективу. Что США «не повторят ошибки России», предоставившей в свое время Афганистан самому себе, что обернулось для него гражданской войной.

США действительно много делают для стабилизации ситуации в Афганистане. Они возглавляют антитеррористическую коалицию, ведущую практически все боевые операции по уничтожению экстремистских групп в Афганистане в рамках масштабной операции «Несокрушимая свобода». И в составе ISAF у США самый многочисленный корпус в 12 тысяч человек. Однако, несмотря на все усилия, надежно стабилизировать ситуацию пока не удается. В чем же дело?

Предшественник Маккирнана, американский генерал Дэн Макнэйл, находившийся у руля ISAF более 15 месяцев (более, чем кто-либо другой из его предшественников), заявил по окончании своей карьеры, что для успешной борьбы с террористами и талибами в Афганистане необходимо задействовать военный контингент НАТО количеством в  400 тысяч человек. Что стоит за этим заявлением?

Макнэйл, скорее всего, прав, говоря о необходимости увеличения международных миротворческих сил.  Причем это ни в коей мере не умаляет ни достоинства, ни профессионализма НАТО.  
 
«Иностранное» военное присутствие в Афганистане сегодня  определяется примерно в 50 тысяч человек. Из них 9-10 тысяч - силы антитеррористической коалиции во главе с США. А общий примерный численный состав ISAF на сегодняшний день, за исключением национальных (афганских) подразделений поддержки численностью примерно в 7 тысяч,  немногим более 40 тысяч человек. Этого много или мало для нынешнего Афганистана?

Конечно же, мало. Причем очень мало, учитывая объем задач, стоящих перед миротворческим контингентом. Наряду с общей задачей по укреплению властных полномочий правительства Афганистана на всей территории страны в обязанности ISAF еще входит подготовка национальной армии, поддержка действий и операций национальной полиции, разоружение незаконных вооруженных формирований (принуждение к миру согласно мандату СБ ООН), обеспечение необходимой безопасности в районах, где гражданские структуры ведут восстановительные работы. С этой целью  в рамках ISAF действуют свои провинциальные восстановительные команды (ПВК). На сегодняшний день таких команд 25, и действуют они автономно в 25 провинциях.

40 тысяч военнослужащих на 25 провинций? Этого явно недостаточно, даже для выполнения задач «по принуждению к миру» при разоружении незаконных формирований, не говоря уже о содействии подразделениям национальной армии и полиции по ликвидации террористических и диверсионных групп. 

Еще один существенный момент. В эти 40 тысяч ISAF входят представители в общей сложности 40 стран. То есть всех 26 стран-членов НАТО плюс Австралии, Австрии, Азербайджана, бывшей югославской Македонии, Грузии, Иордании, Ирландии, Новой Зеландии, Сингапура, Финляндии, Хорватии, Швейцарии, Швеции. Но основную нагрузку (и по боевым действиям, и по живой силе) несут США, Великобритания, Канада. Можно также назвать Германию и  Нидерланды. В совокупности контингент этих пяти стран составляет более  трех  четвертей всех ISAF. Остальные представлены малочисленными контингентами, которые  в большинстве своем вряд ли готовы к автономным действиям. Фактически, они выполняют лишь представительские функции.

Сегодняшняя реальность в Афганистане такова: ситуация, при общей положительной тенденции, действительно требует увеличения ISAF. За счет кого? Повторим: в Афганистане фактически воюют  только США, Великобритания и Канада. Воюют как в формате ISAF, так и в формате «Эндьюринг фридом».

Достигнутый военный успех тем временем требует своего наращивания. Такова неумолимая логика любой войны, иначе теряешь инициативу. И вот с этим  компонентом «наращивания успеха» у США и их союзников по антитеррористической коалиции очевидные проблемы. Новая Афганская национальная армия (АНА) со своими 70 тысячами ещё явно слаба, а миротворческого контингента ISAF в его нынешнем формате просто не хватает физически. Вдобавок в соответствии с изначально утвержденным оперативным планом ISAF не были уполномочены на ведение контртеррористических операций.

В августе 2005 года США предложили  план «равной ответственности», в соответствии с которым ISAF выходили бы за рамки полицейских функций и привлекались к боевым операциям. 

План был реализован лишь частично. Далеко не все участники миротворческих сил были от него в восторге. Нетрудно догадаться, что нынешние призывы Дэна Макнэйла направлены на реанимацию этого плана и адресованы Европе.   

Чем ответит НАТО? Все зависит от того, насколько сама Европа, ее общественное мнение, решительно настроена окончательно переломить ситуацию в Афганистане в пользу тех целей, ради которых она сегодня и присутствует в этой стране.

Петр Гончаров, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Поделиться:
2201

Последние новости

Все новости

1news TV