ОАО «Газпром» подключается к геополитическим играм. Дождемся ответного хода
В ходе недавнего ХII Петербургского международного экономического форума хотя и обсуждалось несколько жизненно важных проблем современности, самым запоминающимся был вопрос об энергетических ресурсах и плохо скрываемый патерналистский тон, выбранный Россией в общении с другими странами по данной тематике.
Прекрасно понимая, что обладание огромными запасами энергоресурсов дает чувство превосходства в диалоге и с ближним, и с дальним зарубежьем, в голосовом тембре России все больше и больше звучат стальные нотки.
В этом плане вышеуказанный форум не стал исключением. Сегодня, играя доминирующую роль в обеспечении Европы энергоносителями (особенно в газообеспечении), Россия при ужесточении диалога с ней со стороны Запада, искусно пользуясь данным моментом, выбирает вариант политического шантажа в виде «энергетической дубинки». Даже выступление председателя правления ОАО «Газпром» (государственного монополиста в газовой отрасли России) А.Миллера в дискуссии на конференции «Энергетика глобальные игроки и арбитры (взаимозависимость, партнерство, конкуренция)», которое на первый взгляд кажется приглашением к конструктивному диалогу, в завуалированной форме отличалось таким подходом: «Мировая экономика требует все больше энергии, бурный рост наблюдается на всех континентах, повышение спроса на нефть и газ продолжается, несмотря на увеличение цен. Борьба за доступ к энергоресурсам становится все более напряженной. Энергетическая безопасность уже становится вопросом обсуждения в рамках военно-политических союзов.
Некоторые производители энергоресурсов, страны и компании, сталкиваясь с дефицитом на внутреннем рынке или почувствовав свою финансовую мощь, иногда начинают «забывать» о своих международных обязательствах. Это не наш путь». Действительно, энергетическая безопасность на планете на сегодняшний день является одной из серьезнейших проблем, стоящих перед человечеством, ничуть не уступая таким глобальным проблемам, как распространение ядерного оружия, мировой продовольственный кризис и др. И действительно, некоторые страны в плоскости поставщик-потребитель энергоресурсов не прочь воспользоваться подвернувшимся «благоприятным» моментом, чтобы под общий шумок решить не только собственные экономические проблемы, но и выгадать геополитические преференции. Хотя, в некотором роде, обвинительный оттенок в выступлении А.Миллера адресуется другим, как раз-то в таких стремлениях больше всего можно было бы обвинить саму Россию. Уже в течение нескольких последних лет Россия, пользуясь своим монопольным положением в вопросе обеспечения энергоресурсами некоторых ближних соседей и европейских стран, периодически прибегает к элементам энергетического шантажа во взаимоотношениях с ними.
Единственное исключение делается для Армении, которую несмотря на ее агрессорскую политику во всем регионе, пока что в России рассматривают как «стратегического союзника». Несколько лет тому назад Россия, используя разные методы давления, добилась вывода из проектов «Сахалин-1», «Сахалин-2» и «Штокманн» зарубежных партнеров, которые по ранее заключенным договорам предусматривались как партнеры по эксплуатации данных газовых месторождений. При этом основные претензии делались в плоскости экологических проблем, и на недовольство России в том, что взамен на допущение иностранных компаний к добыче газа на ее территории она не допускается до конечного потребителя хотя бы в странах, чьими представителями являются эти компании. Предполагаю, что в этом вопросе Россия имеет моральное преимущество. Ничего не скажешь. Но, вместе с тем, это не дает право России поступить с другими странами, которые в обход нее диверсифицировать маршруты поставок энергоносителей на мировые рынки, подобным же образом. Она в лице естественного монополиста «Газпром», уже долгие годы пропуская через свою территорию туркменский газ, получает двойную прибыль. Россия за это требует от Туркменистана не плату за транзит, а покупая газ за твердую цену, перепродает его в третьи страны. И, по всей видимости, не собирается отказаться от такого варианта. Естественно, что такой монопольный диктат не вполне устраивает страны Каспийского региона, которые намерены получить максимум прибыли от поставок энергоресурсов в европейские страны. Речь идет не только об экономических, но и о геополитических дивидендах. Стараясь все газовые поставки с территории бывшего СССР связать в единый узел в собственных руках, Россия намерена не только получить приличную маржу при перепродаже, но и также в нужный момент использовать против других стран (как поставщиков, так и потребителей) «вентильный» шантаж. Именно исходя из этого Россия так долго ставит всякие препоны на пути решения проблемы по статусу Каспия, подстрекая и Иран на занятие деструктивной позиции по данному вопросу. А затягивание решения вопроса по статусу Каспия, в свою очередь, не дает заинтересованным государствам приступить к важным переговорам по реализации Транскаспийских проектов.
Действия России по препятствованию созданию альтернативных маршрутов транспортировки энергоносителей особенно активизировались после подписания соглашения о строительстве газопровода «Набукко». Хотя этот газопровод не предусматривает транспортировку слишком крупного объема «голубого топлива» в европейские страны, Россия опасается, что с введением в эксплуатацию данного газопровода вопрос достижения соглашения о транскаспийских проектах между заинтересованными сторонами будет только делом времени, и, скорее всего, ближайшего. Вот этого-то Россия не намерена допустить. Во-первых, это может уменьшить энергозависимость некоторых европейских стран от России. Во-вторых, заручившись поддержкой своих энергопокупателей, некоторые страны постсоветского пространства могли бы полностью выйти из-под геополитического влияния России. Поэтому Россия то выносит на повестку дня идею о создании газового ОПЕК, то старается завлечь Иран и Туркменистан в ШОС в качестве полноправных членов данной структуры, то, используя политику кнута и пряника, подписывает с Казахстаном и Туркменистаном договор о строительстве Прикаспийского газопровода, то и вовсе делает сенсационные предложения Прикаспийским странам (Азербайджан, Казахстан и Туркменистан), которые потенциально являются ключевыми игроками Транскаспийских проектов.
После установления нормальных добрососедских отношений между Азербайджаном и Туркменистаном, чему немало способствовала политическая мудрость президентов двух стран, которые подкрепились к тому же недавним визитом Г.Бердымухаммедова в Баку, можно было смело предполагать, что первый барьер на пути реализации Транскаспийских проектов преодолен. Эту уверенность еще больше усиливает Киевский энергетический саммит, прошедший в последних числах мая, в ходе которого однозначно обозначилась все больше возрастающая роль Азербайджана в деле обеспечения энергетической безопасности некоторых постсоветских республик и европейских стран.
Скорее всего, именно из-за этого в первой декаде текущего месяца глава ОАО «Газпром» России А.Миллер совершил турне по столицам стран - потенциальных участников Транскаспийских проектов - Азербайджан, Туркменистан и Узбекистан. Напомним, что Казахстан уже до этого посетил в качестве нового президента России сам Д.Медведев. Во время данного турне А.Миллер во всех столицах своим собеседникам заявил о том, что Россия готова оптом купить у них весь экспортируемый газ по мировым ценам. Азербайджану за одну тыс. куб. метров предложили 300 долларов. Россия, которая два года назад прекратила поставки газа в Азербайджан из-за того, что тот не согласился с более чем двукратным увеличением цены (со 110 долл. за одну тыс.кубометров до 235 долл.) за поставляемый российский газ, сегодня сама предлагает Азербайджану еще большую цену. Не следует забывать и то, что в конце 2006 г. поднявшая цену для Азербайджана Россия, тогда не только сохранила прежнюю цену для агрессорской Армении, оккупировавшей огромную часть территорий Азербайджана, но и по сей день продает ей газ по самим низким ценам (110 долл.за одну тыс.кубометров), чем кому-либо не было, исходя из каких-то соображений о «стратегическом союзничестве», понятных только некоторым российским политиканам.
Все-таки, как все в мире переменчиво. Но вернемся к главному. Предполагаю, что за предложением А.Миллера скрывается попытка России заблокировать не только проект НАБУККО, но и похоронить Транскаспийские проекты. Или хотя бы помешать их реализации насколько можно. Но взамен Россия предлагает приличные деньги. Может быть, даже некоторые эксперты уже подсчитывают экономическую выгоду от такой гипотетической (гипотетической потому, что Азербайджанское руководство еще не озвучило свое решение по данному предложению) сделки.
Но тут надобно все основательно взвесить. Обратим внимание на то, что Россия не предлагает за определенную транзитную плату пропустить через свою территорию газ Каспийского региона, а старается его купить оптом, в целях дальнейшей перепродажи. Но реализация же Транскаспийских проектов и НАБУККО дает надежду на то, что Прикаспийские страны когда-нибудь могут добиться доступа до конечного потребителя в европейских странах. В этом плане выгоднее отказаться от предложений ОАО «Газпром». Второе, вручив таким образом ключи от всех транзитных путей в руки России, эти страны превращают себя в вечного пленника ее геополитических страстей, в результате чего Россия в зависимости мировой политической конъюнктуры, может играть в «вентильную» войну. Третье, это может привести к ослаблению позиций западных держав в Южно-Кавказском и Центрально-Азиатском регионах, что может отрицательно сказаться на процессе интеграции стран этих регионов в европейские структуры и евроценности.
«Газпром» сделал выгодное материальное предложение всем Прикаспийским странам бывшего СССР. Но с ответом самая незавидная роль у Азербайджана.
Оба вышеназванных альтернативных проекта по диверсификации энергоносителей в обход России без участия Азербайджана не реализуемы. В одном из них он участвует как главный поставщик, а в другом как ключевой транзитный узел. Азербайджан в рамках организации ГУАМ связан определенными обязательствами перед Украиной, Грузией и Молдовой. Откровенно говоря, в рамках этой организации Азербайджан рассматривают еще как спасителя этих стран от российской энергозависимости. Еще несколько лет назад руководство Армении и некоторые армянские политологи посоветовали политическому руководству России оказать сильное давление на Азербайджан, чтобы его вынудить покинуть ряды ГУАМ. По их мнению, это приведет к автоматическому распаду данной организации, так как без Азербайджана остальным там нечего делать. Собственно говоря, Россия разными путями пыталась следовать данному совету.
Но благодаря политической мудрости и воли всех лидеров стран-членов этой структуры она еще больше укрепилась, пройдя суровое испытание временем. Поэтому не исключено, что видя безрезультатность политики «кнута» по отношению к Азербайджану, Россия решила с помощью «пряника» отколоть его от ГУАМ. Если Азербайджан даст согласие на данное предложение, то от этого в первую очередь пострадает Грузия, у которой и так непростые отношения с Россией в последнее время обострены до предела, и через чью территорию проходит ряд транзитных маршрутов, связывающих Азербайджан с Турцией и Европой. После пострадают Украина, которую Россия уже предупредила о новой цене (360 долл. за одну тыс.кубометров) за поставляемый газ с 1 января 2009 г., и Молдова. Такая цена неподъемна даже для бюджета Украины, не говоря о Грузии, которой Азербайджан до сих пор, можно сказать, оказывает братскую гуманитарную помощь в виде поставки газа по слишком дешевой цене. Предполагаю, что Россия такими действиями хочет посеять раздор между членами ГУАМ, и тем самым добиться распада этой организации, которую почему-то всегда рассматривала как альтернативную структуру к СНГ.
Исходя из этого, стоит ли, соглашаясь на заманчивое предложение ОАО «Газпром», потерять своих союзников? Принимая данное предложение, можно поставить крест на перспективе альтернативных проектов в обход России. Реализация же этих проектов может привлечь в лагерь сторонников и партнеров Азербайджана все больше и больше новых стран, которые, убеждаясь в его справедливой борьбе за оккупированные собственные территории, и миролюбивой политике в регионе в целом, могут стать в защиту его правого дела. Но как быть с выгодным экономическим предложением ОАО «Газпром»? Неужели от него следует отказаться? Трудный вопрос.
Особенно с учетом того, что политика есть сконцентрированная форма экономики. Также надо учитывать и то, что Россия играет ключевую роль в решении Нагорно-Карабахской проблемы. И воспользовавшись благоприятным моментом, Азербайджан мог бы заручиться обещанием России насчет ее справедливой позиции в данном вопросе. Но как добиться того баланса, чтобы и волки были сыты, и овцы целы? Вот самый главный вопрос. Я абсолютно уверен в том, что политическое руководство Азербайджана в лице Президента страны И.Алиева найдет блестящий выход из данной ситуации, максимально отстаивая интересы страны, при этом не ущемляя интересы своих союзников и партнеров.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции