Россия-Турция: одного «Голубого потока» уже маловато
Когда российский министр иностранных дел Сергей Лавров прибудет 2 июля в Анкару, кроме переговоров с турецким коллегой Али Бабаджаном, его примут еще и президент Турции Абдулла Гюль и премьер Реджеп Тайип Эрдоган.
Обычно это говорит либо о том, какое важное значение придает принимающая сторона визиту министра, либо о подготовке в скором времени визита шефа этого министра в страну. Либо речь идет и о том и о другом. Это было бы хорошо. Визит нового российского президента Дмитрия Медведева в Турцию, к такому важному черноморскому соседу и особому южному торгово-экономическому партнеру России был бы весьма кстати.
России и Турции есть много что обсудить. Кроме своей обычной, обязательной повестки дня: ближневосточное и иракское урегулирование, иранская ядерная проблема, положение в Закавказье и Центральной Азии, кипрское урегулирование, Косово. И, конечно, наше торгово-экономическое сотрудничество.
Оно растет сейчас очень быстрыми темпами. В прошлом году торговый оборот достиг 22,5 млрд долларов. В нынешнем, только за первые четыре месяца, вырос на более чем 60% и достиг 10,6 млрд. Значит за год он перекроет рекордные показатели 2007-го. На сегодня четверть всего, что турецкие строительные компании строят за рубежом – строится в России. В прошлом году они получили подряды на 3 млрд долларов.
Жаль, конечно, что на визит упадет тень последнего «туристического скандала», когда турецкие фирмы, сославшись якобы на банкротство, отказались платить за отели российских туристов, уже выложивших им за это деньги. Но при таком активном «покорении» россиянами турецких берегов, тяжелые накладки неизбежны. Эта тема, конечно, не будет главной, но Лаврову наверняка придется поднять в этой связи уже наболевший вопрос о том, как турецкие партнеры соблюдают договоренности с российскими. Здесь дела обстоят не так хорошо как хотелось бы.
В России в этом году даже подготовлен «черный список» турецких компаний, которые не исполняют контрактных обязательств перед российскими партнерами и уклоняются от решений международных коммерческих арбитражей. Сколько точно турецких фирм в этом реестре, его составители не раскрывают, но говорят, что речь идет о десятках. В принципе учет таких турецких нарушителей дело весьма непростое, из-за распространенной в Турции системы регистрации множества компаний (юридических лиц) на одно физическое лицо. Поэтому российские эксперты советуют при проверке надежности той или иной фирмы обязательно обращать внимание не на ее название, а на графу «владельцы» или «управляющие» - так проще вычислить недобросовестного партнера. Многих российских бизнесменов среднего уровня отпугивает от Турции и то, что иски против недобросовестных турецких компаний дело почти что безнадежное для иностранца. Национальные суды отдают предпочтение национальным фирмам, и даже выигранные иски не удовлетворяются, поскольку турки искусно пользуются механизмом банкротства для уклонения от выполнения уже вынесенных решений.
Но у Турции с Россией, есть дела и поважнее, хотя и вышеперечисленные проблемы тоже сильно тормозят развитие партнерства. Главное сейчас в том, что Москва и Анкара, похоже, уже переросли давно укоренившуюся структуру торгово-экономических связей. Все последние 10 лет она фактически строилась на или вокруг нашего самого знаменитого совместного газового проекта «Голубой поток». Он, конечно, уникален, был осуществлен грамотно и эффективно управлялся. «Голубой поток» по сути был стержнем, вокруг которого строились и на который нанизывались все новые пласты российско-турецких связей в торгово-экономической области. Он даже в некотором роде тянул за собой и определял внешнеполитическое партнерство. И на региональном, и на глобальном уровне.
Как раз «Голубой поток» и позволил дипломатам обеих стран запустить в обращение термин «продвинутое многоплановое партнерство». Но он уже так долго «течет» этот поток, что стал мал для того, чтобы вместить новые проекты сотрудничества. На этот стержень они уже просто не наденутся. Так что при всем внешнем благополучии цифр и фактов, рост объемов нашего сотрудничества при сохранении всех нынешних составляющих будет все же замедляться и замедляться. России и Турции уже нужно «обновление» списков кооперации.
В первую очередь речь идет о расширении сотрудничества в таких важных отраслях как атомная энергетика. Российский «Атомстройэкспорт» уже готов предоставить Турции проект строительства АЭС, которые будут и дешевле и надежнее американских. С такими АЭС Турция сможет резко укрепить свои позиции на региональном энергетическом рынке. Особенно если учесть все проблемы с ядерной энергетикой Ирана. Москва уже давно намекает Анкаре, что в экономической области, особенно в энергетической, хорошо бы слушаться голоса экономического целесообразия. Деполитизировать отношения, конечно, не удастся. Это абсурд. Но тщательно взвешивать политическое и экономическое было бы хорошо. Россия к этому уже давно готова.
Андрей Федяшин
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости