Новая эпоха: послесловие к параду
Америка – географически наиболее отдаленная от Азербайджана страна, но даже здесь, несмотря на ночь (временная разница), следили за площадью Азадлыг, где проходил военный парад, посвященный 90-летию создания Вооруженных сил Азербайджана и вызвавший существенный интерес не только у представителей диаспоры, но и у специалистов.
Конец XX столетия поставил перед Азербайджаном сложную задачу, учитывая уязвимость молодого государства и геостратегическое положение. И хотя все еще продолжаются переговоры с агрессором по урегулированию Нагорно-Карабахского конфликта, пока результатов нет.
«Война еще не закончена, закончен лишь первый этап войны, и мы в любой момент готовы освободить свои оккупированные земли», – заявил Верховный Главнокомандующий, президент Азербайджана Ильхам Алиев на военном параде. А интерес и настрой зрителей парада показали, что Азербайджан не только превосходит соседа-агрессора технологически, но и морально.
Хотелось бы поделиться некоторыми наблюдениями, указавшими мне как военному специалисту на рост военного преимущества нашей страны. Развитие Вооруженных сил Азербайджана со времени Бишкекского протокола о перемирии 1994 года напоминает развитие Вооруженных сил США с первой иракской войны 1991 года,. Обе армии с тех пор изменились – появились принципиально новые виды оружия, были разработаны новые стратегические и тактические приемы, отрабатываемые на полигонах и во время общевойсковых учений.
«Буря в пустыне» показала, что американская военно-промышленная индустрия должна по требованию времени быстро производить новые виды вооружений. Так, ввиду возросшей угрозы обстрела союзников США в регионе иракскими тактическими ракетами Scud американцы ускорили начало производства усовершенствованных зенитно-ракетных комплексов Patriot PAC-2, которые из цехов отправлялись сразу же на Ближний Восток. После войны опыт боевого применения зенитно-ракетных комплексов был учтен при разработке следующей версии Patriot PAC-3.
Именно во время первой стадии конфликта Азербайджан не имел должного оборонно-промышленного комплекса для покрытия потребности армиии. Сегодня же в Азербайджане есть производственные мощности для создания мотострелкового оружия. Другой сферой является сотрудничество с государствами-партнерами в сфере приборостроения на основе высоких технологий и микроэлектроники. Опираясь на то, что в Азербайджане поставлена цель привести армию в соответствие с натовскими стандартами (подразумевающими также наличие высококачественной техники), можно заявить, что Министерство оборонной промышленности Азербайджанской Республики предпринимает необходимые шаги для производства оружия не только для азербайджанских вооруженных сил, но и имеющего спрос на мировом рынке вооружений.
Еще одна параллель – в целом успешные действия сил коалиции в Ираке в значительной степени были обеспечены тщательной подготовкой летного состава ВВС к выполнению боевых задач с минимальными потерями. Практически в первые сутки, как и планировалось, было завоевано превосходство в воздухе. В последующие пару дней был нанесен значительный ущерб военному и военно-промышленному потенциалу Ирака. В число приоритетных целей входили командные пункты, центры управления и связи, аэродромы и ракетные комплексы, системы энергоснабжения, заводы по выпуску военной техники, оружия, боеприпасов, склады, центры производства и пункты хранения горюче-смазочных материалов.
По итогам участия в мастерски исполненных фигурах высшего пилотажа самолетов «МиГ» и «Су», вертолетов «Ми-8» и «Ми-24» Военно-воздушных сил Азербайджана на военном параде можно заключить, что учебно-тренировочные полеты как одиночно, парами и небольшими группами однотипных самолетов и вертолетов, так и отработка боевого применения в составе смешанных групп могут отвечать задаче боевого выхода на цель за ограниченный период времени большого количества атакующих единиц. Это приведет к перенасыщению зоны ПВО противника и значительному снижению ее возможностей по отражению наносимого удара.
Во второй половине 1990-х годов полигоном для разработки американских вооружений стала территория бывшей Югославии. В 1995 году над Боснией американцы впервые применили беспилотный самолет-разведчик Predator. В Афганистане американцы провели эксперимент по превращению беспилотника в ударный самолет, установив на него ракеты AGM-114 Hellfire. Точность попадания оказалась 100-процентной.
Наличие реактивной фронтовой авиации, грозный Военно-морской флот, пограничники, стоящие на страже Отечества – все это великолепно подчеркнуло мощь Вооруженных сил Азербайджана. Но фактор наличия беспилотных летательных аппаратов, заявивший о модернизации концепции обороны, – огромный шаг для государства!
Научно-технический прогресс, особенно в области компьютерных технологий, обеспечивает быстрое развитие техники и расширение ее возможностей. Однако подавляющее большинство современных технических систем остаются ориентированными на человека, как ключевое звено в управлении этими системами. Это приводит к развитию неразрешимых противоречий, требующих полного пересмотра всей идеологии создания подобных систем и переосмысления роли человека в них. Когда летом 2004 года появилось сообщение, что ОКБ имени Яковлева (Россия) завершило создание беспилотного летательного аппарата «Пчела» с инфракрасной аппаратурой, обеспечивающей ночное применение этого аппарата, в беседе со мной один из руководителей ОКБ рассказывал, что у российских военных нет четкой концепции применения БПЛА в бою…
Демонстрация двух основных типов модельного ряда БПЛА (так называемого ближнего и среднего радиусов действия) на параде показала, Азербайджан сделал шаги по пути решения нескольких задач. Как известно, войну в ХХI веке выигрывает тот, кто владеет более подробной информацией. И эта техника, и эти знания пригодятся Азербайджану в случае, когда переговоры потеряют смысл.
Да здравствуют Вооруженные силы Азербайджана!
Решад Азиз, военный аналитик, Вашингтон, США
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции