Россия – ЕС: дружба, скрепленная трубопроводами
На прошедшем в Ханты-Мансийске саммите Россия – Евросоюз стороны договорились начать интенсивные переговоры по заключению нового базового соглашения, регулирующего их взаимоотношения на ближайшую перспективу. Действие старого закончилось осенью 2006 года, а приступить к переговорам по заключению нового не было возможности вначале из-за позиции Польши, а затем и Литвы. Первая добивалась отмены наложенного российской стороной запрета на ввоз польской говядины, другая - возобновления поставок нефти по северной ветке нефтепровода «Дружба», прекратившихся после аварии на ней. Следует заметить, ни Польше, ни Литве не удалось таким образом добиться уступок от России.
Первый раунд переговоров ЕС-Россия состоится уже 4 июля текущего года в Брюсселе. Рассчитывать на их скорое завершение с выходом на подписание соглашения вряд ли стоит. Хотя бы по той причине, что у России, пожалуй, впервые за все время ее взаимоотношений с ЕС сформировалось свое видение базового соглашения. О чем, собственно, и было заявлено на саммите в Ханты-Мансийске. Если ЕС желает, чтобы договор был всеобъемлющим, регламентирующим все аспекты взаимоотношений, увязывая при этом сотрудничество в энергетической сфере с вопросами гуманитарного характера, то Россия имеет иную точку зрения. Она хочет видеть будущее соглашение как документ, носящий рамочный характер, в котором должны быть сформулированы базовые принципы. А существующие проблемы должны наслаиваться на них по мере решения. Таким образом, Россия не хочет отягощать свои будущие договоренности с ЕС конкретными вещами, отдавая предпочтение их секторальному рассмотрению, где по отдельным вопросам ее позиции сильны. К таковым безусловно следует отнести сотрудничество в энергетической сфере.
Можно сказать, что образовавшаяся по вине двух государств-членов ЕС пауза во взаимоотношениях с Россией длиною в полтора года пошла последней на пользу. Мировой финансовый, не говоря уже об энергетическом, кризис больнее ударил по ЕС, нежели по России. Последняя лишь сказочно обогатилась, но еще не сумела за счет полученных нефтедолларов решить социально-экономические проблемы внутри страны. И несмотря на все разговоры о росте товарооборота между Россией и ЕС, который по итогам 2007 года составил $237 млрд., энергетическая составляющая в рамках переговоров будет играть важную, если не главную роль. Ведь основная часть российского экспорта в страны ЕС приходится на энергоресурсы, а доля готовой продукции с высокой добавленной стоимостью незначительна. А вот для ЕС Россия представляет собой огромный и быстрорастущий рынок сбыта своей высокотехнологичной продукции, реализация которой испытывает серьезные трудности из-за высокого курса евро по отношению к доллару США. Можно ожидать того, что в новом соглашении ЕС будет стремиться сохранить роль России как своего сырьевого придатка, тогда как последняя постарается не связывать себя обязательствами, препятствующими ей совершить научный и технологический прорыв в ключевых отраслях.
Важную роль в достижении каждой стороной переговорного процесса своих целей будет играть Договор Энергетической хартии. Известно, что Россия в 1994 году подписала его, но до сих пор не ратифицировала. Понятно, что ЕС будет настаивать на присоединении России к этому документу. В зависимости от того, найдут ли стороны разумный компромисс, будет определяться ход политических процессов на постсоветском пространстве. А также позиции центрально-азиатских производителей газа в выборе маршрутов доставки углеводородного сырья на мировые рынки. Их выбор во многом будет определять судьбу проектов в регионе Каспийского моря, в том числе и связанных с транзитом углеводородного сырья через Азербайджан. Опять могут оживиться дискуссии о необходимости прокладки Транскаспийского газопровода из Туркменистана в нашу республику для транспортировки газа на европейские рынки и т.д. Наиболее важным для Азербайджана представляется такой аспект переговоров, как формирование цен на природный газ для европейских потребителей.
Предположения президента Франции Николя Саркози о том, что за время председательствования его страны в ЕС (6 месяцев) соглашение между ЕС и Россией будет обязательно подписано, могут не оправдаться. Слишком много накопилось различных проблем, которые предстоит решать.
Чингиз Велиев
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции