Турецко-армянские отношения в ракурсе последних событий | 1news.az | Новости
Точка зрения

Турецко-армянские отношения в ракурсе последних событий

10:49 - 22 / 07 / 2008
Турецко-армянские отношения в ракурсе последних событий

В последние дни  одной из наиболее интересных и обсуждаемых тем на геополитическом пространстве Южного Кавказа стал вопрос о тайных переговорах между Турцией и Арменией, на которых обсуждалась возможность открытия границ и восстановления дипломатических отношений между ними.

По данному вопросу уже высказали свои соображения не только большинство азербайджанских политологов, но и некоторые армянские аналитики. В ходе любого конфликта противоборствующие стороны стараются обзавестись союзниками и сторонниками, которые в той или иной степени готовы содействовать их целям и геополитическим интересам. И как бы  парадоксально не звучало, очень часто большинство субъектов международной политики при таком выборе руководствуются не столько существующими нормами международного права, сколько сиюминутными геополитическими выгодами.

В этом плане Нагорно-Карабахский конфликт не стал исключением. С самого начала Карабахского конфликта многие страны, в том числе и  посредники переговорного процесса между конфликтующими сторонами, заняли не принципиальную  позицию, которую требуют и логика, и существующие международные правовые нормы, а странную позицию, предусматривающую умиротворение агрессора. И самое интересное то, что основные миротворцы—сопредседатели МГ ОБСЕ в этом плане демонстрируют самый дурной пример подражания для остальных. Результатом такой политики стало то, что основными сторонниками правого дела Азербайджана в вопросе отстаивания своей территориальной целостности стали Турция, Украина, Грузия и Молдова. Если единая позиция трех последних и Азербайджана в основном объясняется их союзническими отношениями в рамках ГУАМ, и наличием на территориях Азербайджана, Грузии и Молдовы сепаратистских режимов, то солидарность Турции с Азербайджаном, в первую очередь, продиктована тем, что  население этих стран имеет единые этнические корни.

Именно поэтому основным и практически единственно действенным союзником Азербайджана в навязанной ему войне со стороны Армении является Турция.  Если блокада Армении в северном направлении есть побочный продукт изоляции Грузии со стороны «стратегического союзника» Еревана—Москвы, то западная блокада Армении осуществляется Анкарой непосредственно в связи с Нагорно-Карабахской проблемой. Но тут немаловажную роль играют и неустанные попытки армянской стороны всеми правдами и неправдами добиться признания со стороны мирового сообщества и самой Турции акта «геноцида армян». И политическое руководство Турции неоднократно заявляло, что разблокировка турецко-армянской границы возможна только при отказе со стороны Армении от необоснованных претензий в данных вопросах. Тому ярким примером могут послужить озвученные обвинения в адрес Еревана из уст премьер-министра Турции Р.Эрдогана в ходе Мюнхенской конференции в феврале этого года.

Деструктивная позиция Армении в Нагорно-Карабахском конфликте, ее открытые и скрытые территориальные претензии к соседним странам, агрессорская политика в регионе, в конечном итоге, привели к ее блокаде и изоляции от выгодных региональных проектов. Сегодня фактически в роли спасителя  ее на ладан дышащей экономики выступают экономические связи с Ираном и мощные финансовые потоки, направляемые в страну зарубежной армянской диаспорой. Естественно, что такое положение вещей не могло не беспокоить власти Армении и ее покровителей. Прекрасно понимая, какого сильного союзника в лице Турции Азербайджан имеет в Нагорно-Карабахском вопросе, армянская дипломатия уже в течение многих лет прилагает неимоверные усилия в целях ее нейтрализации. Неоднократные попытки протащить вопрос об «армянском геноциде» через Конгресс США - из области этой политики. К тому же официальный Ереван неоднократно заявлял о том, что готов к диалогу с Анкарой безо всяких предварительных условий. Скорее всего, уразумев, что такая тактика не приносит желаемого результата в вопросе разблокирования границ, Армения по подсказке своих западных покровителей решила изменить ситуацию другим путем, т.е. идти на определенные уступки. Так как основным раздражающим фактором в турецко-армянских отношениях является вопрос об «армянском геноциде», Ереван наконец-то дал согласие на предложение Анкары о создании независимой комиссии, которая должна изучить данный вопрос и вынести свой вердикт.

Тем самым Армения хочет доказать миру, что она не прочь вести конструктивный диалог с Турцией по злободневным темам. Анкаре, в таком случае, под давлением Запада ничего не остается, как продемонстрировать готовность к диалогу. Турция воленс-неволенс вынуждена пойти на такой шаг. Не следует упускать из виду то, что одной из основных претензий западных стран к Турции в вопросе вступления последней в ЕС как раз-то является вопрос снятия блокады с Армении. В этом вопросе Армения через свою мощную зарубежную диаспору оказывает сильнейшее давление на официальную Анкару. Большая геополитическая игра на Южном Кавказе, затеянная Западом, в частности США, вступает в свою решающую стадию. Запад со своим отношением к Нагорно-Карабахской проблеме однозначно демонстрирует свою заинтересованность в Армении. Не исключено, что, подталкивая Турцию на нормализацию отношений с Арменией ценой возможных охлаждений отношений между Азербайджаном и Турцией, Запад в противоборстве с Москвой и Тегераном в Южно-Кавказском регионе в лице Еревана («верного союзника» России и Ирана) хочет приобрести еще одного ценного сторонника. Благо, что и внутриполитическая ситуация в Армении, сложившаяся после президентских выборов в этой стране, позволяет Западу через мощное зарубежное армянское лобби оказывать сильное давление на Ереван. Предполагаю, что эти моменты являются определяющими подтекстами тайных турецко-армянских переговоров. Думаю, что и последняя активизация посреднической роли Турции в переговорах между Западом и Ираном ей преподнесена со стороны США как важный элемент, демонстрирующий особую роль Анкары в регионе.  

Но в какой степени турецкая дипломатия готова к искусной игре, чтобы и волки были сыты, и овцы целы, в основном зависит от ее способности воспользоваться противоречиями, существующими между основными участниками большой геополитической игры на Южном Кавказе. Хотя мы нередко были свидетелями виртуозности турецкой дипломатии, предполагаю, что ей на этот раз придется туговато. Тем более что, все больше уступая под натиском западной дипломатии, Анкара, на мой взгляд, допустила несколько проколов. Еще несколько лет назад стало известно, что пресловутая блокада Армении со стороны Турции имеет определенные изъяны, т.е. не так строго она соблюдается. После убийства в Турции армянского журналиста Г.Динка турецкие власти поторопились продемонстрировать всему миру свою солидарность с армянами в «праведном гневе» против «изгоев-националистов», прежде чем детально разобраться в случившемся. Если власти Турции лозунгом «все мы Динки, все мы армяне» рассчитывали  снискать снисхождение Запада в своих европейских делах, то предполагаю, что это не только не привело к желаемому результату, но и нанесло очередной удар по имиджу самой Турции, во всяком случае, в глазах братских стран. Даже признание Р.Эрдоганом о наличии в Турции около сорока тысяч нелегальных трудовых мигрантов из Армении не выставляет Анкару и политическое руководство Турции в лучшем свете. То, что Турция сегодня под давлением Запада вынуждена пойти на переговоры с Арменией и на определенные уступки, еще не говорит о том, что данный шаг является панацеей в решении всех спорных вопросов между этими странами.

В этом плане очень интересную версию выдвигает завотделом Института стран  СНГ, один из ярых защитников интересов армян М.Александров: «Даже если под давлением Запада Турция пойдет на установление дипломатических отношений с Арменией, все равно спорные вопросы не исчезнут. Признание «геноцида армян» Турцией и вопрос территориальных претензий со стороны Армении еще долго будут находиться в повестке армяно-турецких отношений, равно как и открытие армяно-турецкой границы». Наверное, М.Александров в отличие от турецкой дипломатии, лучше информирован об истинных настроениях своих закулисных покровителей. Но как бы ни было, уже в Армении некоторые эксперты потирают руки от гипотетических дивидендов, которые должны перепасть на долю Армении в результате успешного завершения закулисных переговоров между Турцией и Арменией.

Вот как сформулировал такой подход директор Центрального офиса по политическим вопросам Армянской Революционной Федерации «Дашнакцутюн» К.Маноян: « В случае открытия армяно-турецкой границы Карабахский вопрос будет урегулирован в течение месяца. Так как в этом случае Азербайджан потеряет свое единственное, я бы сказал, кажущееся преимущество над Арменией. Азербайджан поймет, что его игра проиграна. Степень вероятности разблокирования границы невелика, так как это было бы слишком большим шагом Турции навстречу Армении. Турция пойдет на любой позитивный шаг в отношении Армении, который может послужить пропагандистским целям этой страны. Армения не имеет возможности делать Турции какие-либо уступки, так как их просто нет. Единственной уступкой Армении Турции мог бы стать отказ армянских властей от политики признания «геноцида армян» во всем мире, а эту возможность я категорически исключаю». Предполагаю, что данное заявление более чем красноречиво отражает настроение не только официального Еревана, но и, в общем, всех армян. Учитывая огромную роль  «Дашнакцутюн» во всех скользких и агрессивных армянских делах, невозможно сбрасывать со счетов заявление ответственного представителя данной организации, априори глаголющего об истинных настроениях, царивших в  Армении.

Предполагаю, что данные слова, в первую очередь, должны сыграть отрезвляющую роль для турецкой дипломатии, которая под давлением Запада может пойти на соглашательство с Арменией в целях достижения каких-то гипотетических выгод от данной сделки. А по большому счету я не разделяю ни оптимистические, ни пессимистические прогнозы уважаемых мною азербайджанских политологов - З.Ализаде и Р.Агаева, озвученные в связи с тайными турецко-армянскими переговорами. Потому, что в их позициях есть очень много интересного, с чем можно и согласиться, и полемизировать. Думаю, что перед турецкой дипломатией стоит нелегкая задача: в одних рамках совместить два взаимоисключающих момента. И именно такой финал будет очередной яркой победой турецкой дипломатии. А азербайджанская дипломатия в достижении такой трудной задачи будет всячески содействовать дипломатам братской страны.

И последнее. Стремительно меняющаяся мировая политическая конъюнктура подсказывает, что при больших геополитических играх любое из государств, в первую очередь, должно надеяться на свои собственные силы и возможности, а также гибкую дипломатию.

Сахиль Искандеров

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Поделиться:
3368

Последние новости

Все новости

1news TV