Иранский атом: теперь вся надежда на Анкару? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Иранский атом: теперь вся надежда на Анкару?

19:05 - 24 / 07 / 2008
Иранский атом: теперь вся надежда на Анкару?

В иранской ядерной эпопее появился новый игрок. Им стала Турция. Очевидно, что не случайно главный иранский переговорщик секретарь Высшего совета национальной безопасности Саид Джалили по дороге из Женевы в Тегеран залетал в Стамбул, где встречался с главою турецкого МИД Али Бабаджаном. В тот же день с Бабаджаном встречался и его иранский коллега Манучехр Моттаки. По окончании этих встреч Бабаджан вылетел в Вашингтон.

Закончившиеся ничем недавние переговоры «шестерки» с иранской делегацией в Женеве дали всего лишь две недели их участникам на передышку. Тегерану «предложено» практически в ультимативной форме дать конкретный ответ на предложения ведущих мировых держав об экономическом и научно-техническом сотрудничестве в обмен на свертывание им программы по обогащению урана. «Пустых бесед больше не будет. Если Иран не будет действовать, то нам придется вернуться к политике санкций», резюмировала госсекретарь США Кондолиза Райс результаты женевской встречи. Она же и конкретизировала Ирану выбор – либо сотрудничество, либо конфронтация. Ответ Тегеран должен дать до 2 августа.

Президент Ирана Махмуд Ахмадинежад, которого якобы сам духовный рахбар Хаменеи освободил от принятия решений по ядерной программе Ирана, недолго пребывал в нокдауне от неприятного вердикта и неожиданного ультиматума. Уже в среду 23 июля Ахмадинежад заявил, что Иран ни на йоту не отступит от своей ядерной программы. Сумеет ли теперь Анкара спасти ситуацию, найти какой-то компромисс, и возможен ли компромисс в принципе?

Анкара уже заявила, что Турция не будет формально участвовать в дискуссиях, ее задача — смягчить позиции переговорщиков. В принципе, так оно и есть. Правда, Анкара и Тегеран немного недоговаривают, что их альянс взаимовыгоден обеим сторонам. Турции необходимо ступать в ЕС, и роль посредника между Ираном и ЕС – это дополнительные очки. Ирану же просто необходимо выиграть время, а подключение нового игрока всегда требует дополнительного времени. Турция заинтересована в Иране в решении курдской проблемы в Ираке, Иран заинтересован в газопроводах, проходящих через Турцию в Европу. Турция вызвалась быть посредником между Сирией и Израилем, в свою очередь Иран – между Турцией и Арменией, Арменией и протеже Турции Азербайджаном. Вот такой сложный пасьянс.

Компромисс по иранской ядерной проблеме вряд ли возможен, если не учитывать интересы Израиля и стран Персидского залива, включая Египет и Иорданию. Оставив Израиль на совести США и ЕС, почему бы не провести региональную встречу по иранской ядерной программе, на которой бы все заинтересованные стороны высказали свое мнение по этому вопросу? Тем более что глава египетского МИД относительно недавно заявил, что без поддержки региональных государств Ирану свою ядерную проблему не решить, и что Иран должен учитывать и их интересы.

Понятно, о чем идет речь. Арабский мир всякий раз, когда речь заходит об иранской ядерной программе, отделывается стандартной фразой: «поддерживаем право Ирана на мирный атом». Фраза, в принципе-то, двусмысленная. Все зависит от того, где расставлены акценты. Если на «мирный» - значит, есть и сомнения: а всё ли так «мирно» в иранской ядерной программе?

Вашингтон предпочитает пока в одиночку обрабатывать арабский мир. Иранское ядерное досье стало центральной темой переговоров госсекретаря США Кондолизы Райс с главами МИД девяти арабских государств - членов Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия), а также Ирака, Египта и Иордании.

Нетрудно догадаться, в каком направлении велась беседа в Абу-Даби, где у Райс была запланирована встреча и со своим заместителем Уильямом Бернсом. Бернсу, очевидно, надлежало поведать и о результатах прошедших в минувшую субботу в Женеве консультаций «шестерки» и верховного представителя ЕС по внешней политике и безопасности Хавьера Соланы с секретарем Высшего совета национальной безопасности Ирана Саидом Джалили, и о своих выводах относительно перспектив дальнейших переговоров с Тегераном.

Вариант с политической и экономической изоляцией Ирана вполне вероятен. Это заметно и по тем совместным учениям США, Франции и Великобритании, проводимых ВМС этих стран в различных акваториях.

К тому же, в последнее время США заметно активизировали свою политику в решении иранской проблемы в целом. Понятно, что Белый дом не хотел бы оставлять проблему в подвешенном состоянии будущему своему хозяину. Но главное, что и ведущие европейские игроки в иранском вопросе Италия, Франция, Великобритания, Германия также заметно ужесточили свои позиции.

Так что миссию Анкары радужной не назовешь. В любом случае, окончательный её исход и в каком направлении будет развиваться ситуация далее будет зависеть от Тегерана.

Петр Гончаров, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Поделиться:
2026

Последние новости

Все новости

1news TV