Брюссель отобрал у Болгарии «подъемные»
У Болгарии и Румынии опять большие проблемы с Европейским Союзом. Последний уже несколько раз предупреждал их, что с коррупцией, мафией, подкупами, взяточничеством чиновников, надо что-то делать. Надо подтягивать свои судебные системы, бюрократию если не к среднеевропейскому, то хотя бы к приблизительно европейскому уровню. Иначе Брюсселю не останется ничего иного как перекрыть финансовые вливания как раз на эти самые цели. Разговор на эту тему между ЕС и реципиентами до сих пор шел примерно в том же духе, что и в знаменитой сцене из «Двенадцати стульев»: «А можно - утром стулья, а вечером деньги? Можно, но деньги вперед!». Наконец, выяснилось, что больше нельзя, поскольку европейские налогоплательщики, уже начали задавать нехорошие вопросы Еврокомиссии: почему коррупция продолжает расти в Болгарии и Румынии, а Брюссель ее вдобавок еще и «поливает»?
Балканское «коррупционное безобразие», наконец, решено пресечь строгими финансовыми мерами. Под них подвел солидную следственную базу главный антикоррупционный орган ЕС с романтическим скандинавским «именем» OLAF. На самом деле OLAF это вольная аббревиатура с официального французского названия Европейского управления по борьбе с мошенничеством - Office europeen de lutte anti-fraude. Похоже, что теперь это название надолго запомнится властям предержащим в Болгарии и Румынии.
А они очень зря испытывали терпение Большой Европы и не вняли предупреждениям. Не вняли, когда давали заявки на вступление в начале 2000-х, готовились к вступлению еще в 2006-м, когда вступили в 2007-м. Теперь репутация их правительств, самих стран под вопросом, а в Болгарии вообще оппозиция требует правительственной крови, за неспособность побороть «корупцията и организираната престъпност». 86 оппозиционных депутатов уже объявили, что на днях поставят вопрос о доверии правительству.
Здесь надо кое-что объяснить. Болгарию и Румынию, флаги которых подняли в Брюсселе 1 января 2007 года, собственно приняли в ЕС «досрочно-условно». Им, по сути, дали трехлетний испытательный срок, в течение которого ЕС обещал пристально следить и проверять, что делают новые жители европейской коммунальной квартиры, чтобы соответствовать уровню соседей. Еще перед принятием их журили и предупреждали, что нужно как-то посмелее, поактивнее бороться с коррупцией. Официальное объявление об их вступлении даже пришлось перенести в 2006-м году с мая на октябрь, чтобы дать «балканским сестрам» последний шанс подтянуться. С тех пор Еврокомиссия регулярно, раз в полгода, дает специальные сводки о том, как София и Бухарест борются с коррупцией и так же регулярно констатирует, что борются они недостаточно.
С Болгарией, прямо скажем, в этом отношении - ну просто беда. И это даже с учетом того, что OLAF даже пожалел Софию. Если сравнить проект доклада и то, что получилось в официальном варианте (болгарские представители, как пишут западные газеты, долго уговаривали самого председателя Еврокомиссии Мануэля Баррозу чуть «зашкурить» самые острые углы), то видно, что разница значительная. В первоначальном варианте речь шла о прямом сращивании болгарского «политического класса… с организованной преступностью». В финальной версии осталось: «усилия Болгарии по борьбе с коррупцией на высшем уровне и организованной преступностью не дают достаточных результатов». Но даже оставшегося хватит, если не на вотум недоверия, то на очередную перетряску кабинета точно.
Эксперты ЕС, утверждают, что Болгары не раскрыли до сих пор ни одного из 150 мафиозных убийств, совершенных с краха социалистической системы, не посадили никого из высших чиновников и бизнесменов, чиновников-бизнесменов, чиновников-мафиози и мафиози-бизнесменов. Особо беспокоит то, что коррупционные дела в румынских и болгарских судах длятся обычно около трех лет, чтобы в большинстве случаев закончиться ничем. В ЕС даже подозревают, что болгарское правительство истратило дотационные деньги, когда в декабре 2007 года подписало контракт с австрийской компанией Hochegger, чтобы та пропиарила «имидж страны» в Европе. За 1 млн евро австрийцы устроили поездки в страну для группы журналистов и интервью с премьером Сергеем Станишевым.
В общем, за всей европейской бюрократической и дипломатической абракадаброй встают примитивнейшие обвинения в том, что правительство, министры, чиновники попросту воровали деньги ЕС и ничего не делали. В Болгарии, похоже, тащили все. Еврокомиссия даже лишила фондов два главных «профильных» агентства, созданных под крылом Министерства финансов и Министерства регионального развития и благоустройства Болгарии.
Среди карательных мер, уже обрушившихся на Софию – полная заморозка фондов в рамках программ помощи новым членам (почти в прямом смысле слова «подъемных») PHARE, программ сельскохозяйственного развития SAPARD. Упоминаются суммы в 500-600 млн евро. И это много для самой бедной страны Евросоюза. Но это – как считать. На самом деле евроудар по Софии будет еще больнее. Если учесть все контракты, которые Болгария могла бы подписать с ЕС, которые субсидировались бы Еврокомиссией, и которые теперь «поставлены на холод», София потеряет под 900 миллионов евро.
Более того, если она не начнет «исправляться» прямо сейчас и не покажет конкретные результаты уже через месяц, то ей придется найти и вернуть все неизвестно куда ухнувшие «подъемные средства». А если прогресса не будет и дальше, то для Болгарии и Румынии будет полностью блокирована Шенгенская безвизовая зона, застопорено присоединение к зоне евро, будут закрыты стратегические фонды на развитие региональной инфраструктуры. По этой программе София должна получить до 2013 года около 7 млрд евро.
Претензии к Румынии у Еврокомиссии намного сдержаннее. Но, похоже, это лишь до поры до времени. Если верить докладу все того же OLAF, Бухарест стремительно догоняет свою соседку. К началу нынешнего года, OLAF начато расследование по 95 коррупционным делам, связанным с Румынией. Это – первое место. Нельзя, правда, сказать, что во всех других странах в этой области царит сплошное благолепие. На втором месте в списке антикоррупционного управления ЕС идет Италия (80) дел, а следом Германия (75), Бельгия (72) и замыкает пятерку Болгария (52). Дел у нее меньше, зато масштабы больше.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости