Потеря России грозит Украине катастрофой
Начало работы Верховной рады 6-го созыва в нынешнем сентябре ознаменовалось первыми залпами очередной торговой войны между Россией и Украиной. При этом войны куда более серьезной, чем все предыдущие. Как стало известно из официальных источников, вице-премьер РФ Игорь Шувалов 1 сентября дал поручения министрам России выработать защитные механизмы для российской экономики от товаров, поставляемых из Украины. Внешне это выглядит, как зашита российских производителей и потребителей от вступившей в ВТО Украины.
Понятно, что договариваться с российской стороной о планомерной и совместной консультативной работе в направлении смягчения экономических санкций украинскому правительству будет весьма трудно. Но ответственность за очевидную политизацию экономических отношений двух стран должно взять на себя украинское руководство, которое планомерно втягивает Украину во внешнеполитическое противостояние с РФ. При всей неоднозначности последних событий на Кавказе украинская власть должна была руководствоваться при выборе линии поведения прежде всего прагматическим принципом – заботой об интересах своего народа, народа Украины. А прагматические принципы поведения предполагали полный нейтралитет страны в отношении кавказских событий. Увы, украинский президент и МИД встали на позицию одной из сторон конфликта. Их заявления и действия свидетельствуют о том, что Украина возлагает всю вину за начало вооруженного противостояния только на Россию.
Между тем логика реальных событий, начавшихся 8 августа в Южной Осетии, и, что не менее важно, сама логика отношений между Россией и Украиной (политических, экономических, культурных и т.д.) свидетельствуют о необходимости нейтральной позиции Киева в этом конфликте. Совершенно очевидно, что когда президент и МИД поддерживают агрессора, первым применившим оружие и напавшим на мирный Цхинвал, это провоцирует Россию на ответные недружественные шаги. Что, собственно, подтверждают последние распоряжения российского вице-премьера Шувалова.
К сожалению, из предыдущих торговых войн с Россией не были своевременно сделаны правильные выводы, а четыре последних года уже безвозвратно потеряны для экономики страны. Приходится констатировать, что за посторанжевые годы вместо столь необходимых политических и экономических реформ шли бесконечные политические войны, удобренные личностной борьбой за власть. В результате, если вчера мы с Россией были партнерами, то сегодня стали конкурентами, а на завтра нам предлагают вражду и противостояние.
Хотя Россия сегодня и, видимо, еще многие десятилетия будет для Украины самым значительным торговым партнером, поскольку занимает в ее суммарном товарообороте 29% (это – цифры за 6 месяцев 2008 г.). В 2007 году экспорт из Украины в Россию вырос на 44,2% - до 13,3 миллиарда долларов. Общий товарооборот между Россией и Украиной в 2007 г. по сравнению с 2006 годом увеличился на 22,4% и составил почти 30 миллиардов долларов.
Главы обеих стран в начале нынешнего года договорились о необходимости увеличить его до 50 миллиардов.
К сожалению, начавшаяся торговая война делает эти планы несбыточными.
Сегодня рынок РФ является основным для сбыта многих видов украинской продукции, в частности – продукции машиностроения, мясомолочной продукции, некоторых видов металлопроката. По оценкам экспертов, тенденцию роста доли России в структуре украинского экспорта в полной мере не преодолеет даже вступление Украины в ВТО. Ухудшения отношений между Россией и Украиной негативно отразятся, прежде всего, на украинских предприятиях-экспортерах, которые ориентированы на российский рынок.
Сегодня против украинских производителей на российском рынке действуют торговые ограничения примерно на 700 млн. долларов. При этом существовала договоренность, что часть этих ограничений должны будут сняты в 2009-2010 гг. Об этом велись интенсивные переговоры между нами и россиянами, когда премьером украинского правительства был Виктор Янукович.
Теперь вполне вероятно, что российское правительство может продлить ограничения еще на несколько лет. Таким образом, поддержка Грузии обойдется нашим экспортерам в сотни миллионов долларов. В первую очередь ощутят на себе результаты торговой войны потребители газа. В июне глава российского «Газпрома» Алексей Миллер заявил, что в 2009 году цена газа для нашей страны составит 400 долларов за тысячу кубометров.
Ударом по украинской металлургической промышленности может стать ограничение на экспорт из России коксующегося угля. Премьер Владимир Путин недавно заявил о необходимости такого шага. Тем временем Украина уже испытывает дефицит угля. В текущем году производители собирались частично покрыть его за счет поставок из России, где планировали закупить 4 миллиона тонн этого сырья. Скорей всего придется поставить крест на этих планах. Экономическую войну с Россией уже прочувствовал на себе Харцызский трубный завод, входящий в группу «Метинвест». С начала года предприятие более чем в два раза снизило производство стальных труб. Завод теряет заказы основного покупателя – российской компании «Газпром».
В угоду политическим интересам под угрозу поставлены результаты многолетней работы правительства Виктора Януковича по развитию двусторонней торговли между РФ и Украиной. В 2007 году была подписана программа экономического сотрудничества двух стран на период до 2010 года, которая охватывала весь спектр отраслей, в том числе топливно-энергетический комплекс, авиационную и космическую промышленность, атомную энергетику, военно-промышленный и агропромышленный комплекс. Правительство Тимошенко практически заблокировало реализацию этой программы.
Запрет на поставку в РФ украинского сухого молока может стать по примеру 2006 года первым звеном в цепи последующих санкций против наших производителей мясомолочной продукции. Возможные потери украинских молочников можно оценить в $15-25 млн. в месяц. Напомню, что после введения запрета на поставку животноводческой продукции в РФ из Украины мы получили кризис перепроизводства; нарушение производственно-торговых планов производителей, переработчиков и экспортеров.
Не менее ощутимые потери понесет военно-промышленный комплекс страны. Ведь сегодня РФ является главным торговым партнером Украины в сфере вооружений, не ее долю приходится от 40 до 50%украинского военного экспорта. При этом в 2007 г. объем украино-российского сотрудничества в сфере ВПК составил $200-250 млн. А всего в военно-технической кооперации России и Украины задействовано более 100 предприятий с обеих сторон. Так, Запорожское предприятие «Мотор Сич» поставляет авиадвигатели к российским вертолетам, предприятие также производит турбореактивные двигатели для крылатых ракет Х-55, Х-59М, «Уран» и Club. Государственное объединение «Заря-Машпроект» поставляет газовые турбины для российских десантных кораблей на воздушной подушке «Мурена». Кроме того, украинские предприятия производят авиаракеты, бомбометатели, бортовые ракетные пусковые установки, гидравлическую и топливную аппаратуру для российских самолетов Су-30МКИ, Су-30МКК и Су-27СК/УБК. В аэрокосмической отрасли Украина и Россия продолжают успешно сотрудничать по проектам самолетов Ан-124, Ан-128, Ан-140 и Ту-334. Киевский завод «Артем» поставляет ракеты Р-27 класса «воздух-воздух» для российских истребителей «Су» и «МиГ». Самолеты Ан, собираемые на авиазаводах в Киеве и Харькове, на 70% состоят из комплектующих российского производства.
В 2008 году правительство Украины планировало уменьшить торговый дефицит до $9,174 млрд. Однако, по результатам первого полугодия торговый дефицит составил $9,845 млрд. В случае введения российской стороной дополнительных торговых санкций уже в 2008 г., отрицательное сальдо внешней торговли Украины может быть более 20 миллиардов долларов, что превышает золотовалютные резервы Нацбанка Украины.
При дальнейшем ухудшении политических, и, как следствие – торгово-экономических отношений между Украиной и РФ в 2009 г., последствия для экономики Украины могут быть катастрофическими. К примеру, одно лишь увеличение закупочной стоимости газа до 350 долл. за 1000 куб м. (мягкий сценарий) приведет к ухудшению сальдо внешней торговли еще на 9,35 млрд. долл.
Скоро истекает срок действия комплексного украино-российского договора «О дружбе, сотрудничестве и партнерстве между Российской Федерацией и Украиной» от 31 мая 1997 г. Очередной виток обострения украино-российских отношений может стать препятствием для пролонгации Большого Договора. В этом случае перед Украиной возникнет широкий комплекс проблем социально-экономического характера. Скажем, как без Договора будут решаться проблемы границ, визового режима, а так же вопрос экономического использования шельфов Азовского и Черного морей? Как будут развиваться базовые отрасли украинской промышленности - ВПК, АПК и машиностроение?
Без конкретных ответов на эти вопросы все политические спекуляции на эту тему являются по сути антинародными. В этой связи считаю необходимым обратиться к президенту и МИДу Украины с вопросом о состоянии переговорного процесса и сроках его завершения.
Со своей стороны, хочу заявить, что обострение отношений с главным внешнеэкономическим партнером и соседом не отвечает национальным интересам Украины. Геополитические игры украинского руководства ставят под угрозу экономическую безопасность страны. Поэтому мы выступаем за новый диалог. Уверен, что украинские бизнес-ассоциации являются той здоровой и прагматичной силой, которая не позволит политикам ущемлять экономические интересы страны. Наступил момент, когда предприниматели двух стран должны активизировать свои усилия по сохранению экономического партнерства России и Украины.
Конфликт на Кавказе и отношения Украины с Россией имеют не только внешнеполитическое измерение. Это - «удобная» тема для «внутреннего применения» на грядущих президентских выборах. Однако использование России в качестве образа врага прямо вредит консолидации украинского общества. Единственным итогом такой политики станет дальнейшее разделение Востока и Запада страны, политическая дестабилизация и создание почвы для гражданского противостояния.
Юрий Бойко, депутат Верховной Рады, председатель Федерации работодателей Украины
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.azи РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции