Максим Шевченко: «Я знаю, что Шуша - это священный город для азербайджанцев» | 1news.az | Новости
Интервью

Максим Шевченко: «Я знаю, что Шуша - это священный город для азербайджанцев»

10:00 - 15 / 09 / 2008
Максим Шевченко: «Я знаю, что Шуша - это священный город для азербайджанцев»

Эксклюзивное интервью 1news.az с членом Общественной палаты России, ведущим телепередачи «Судите сами» Максимом Шевченко

- На саммите ЕС, который был посвящен российско-грузинскому конфликту, было принято решение отложить переговоры о стратегическом сотрудничестве. Насколько решение ЕС возымело действие на Россию?    

- Во-первых, я буду настаивать на том, чтобы конфликт не называли грузино-российским, потому что со стороны России он таковым не является, и мы не конфликтовали с Грузией. Россия вмешалась в ситуацию, когда президент Саакашвили развернул массовое убийство граждан Российской Федерации. Нравится кому-то или нет, но жители Южной Осетии получили российские паспорта законным образом. Потому что по международным нормам нет никаких ограничений для получения гражданства в любой стране мира. Хоть сейчас я могу получить гражданство Азербайджана, если Азербайджан даст мне это гражданство.

Поэтому не следует толковать это как российско-грузинский конфликт. Точно такое понимание проблемы было у некоторых наиболее ведущих членов Европейского Союза. Государства Восточной Европы, особенно балтийские страны, как говорится, бились в истерике для того, чтобы наказать Россию. Занимаясь политической демагогией,  они говорили о какой-то угрозе в отношении Украины. Это абсолютное безумие, потому что в этом конфликте у России цель не расширение своих границ, а предотвращение убийства, которое грозило перейти в еще более масштабное. Поэтому позиция ЕС была очень осторожной, никаких значимых санкций не принято, потому что по мере разбирательства становится понятным, что Россия не является агрессором, каким-то империалистическим хищником, а скорее посредником, который действовал жестко, в чем-то неуклюже, но действовал в соответствии с единственно возможной логикой.

Отрадно, что ряд восточноевропейских стран - Чехия, Словакия - занял осторожную позицию к действиям России на Кавказе. Позиция же тех стран, которые являются явными проводниками американской политики, в первую очередь  это прибалтийские страны и Польша, не получила поддержки у европейских государств. Я часто бываю в Европе, и совершенно очевидно, что сейчас среди европейских элит, не европейской бюрократии, которая нацелена на глобалистские, так называемые трансатлантические отношения, а среди реальных европейских элит, которые опираются на элитные группы Западной и Центральной Европы, зреет понимание того, что Европа должна скинуть с себя бремя американской оккупации. Западная Европа, кроме Франции, представляет собой территорию, на которой расквартированы американские оккупационные армейские части. Советская армия из Европы ушла, а американская осталась, и даже расширила свое присутствие и влияние. США построили базы на Балканах, где никогда их не было. Отношения с США – гораздо более сложная проблема для Европы, чем отношения с Россией, которая понятна и ясно, на чем основывается. В данном случае ЕС с достоинством вышел из непонятной ситуации.

- Бытует мнение, что мягкая позиция Европейского Союза в отношении России, по сравнению с США,  - это результат зависимости западноевропейских стран от поставок российского газа. России пришла на выручку монополия на европейском энергетическом рынке.

- На таком континенте как Европа, частью которой является Россия, экономические отношения являются форматом, которые определяют во многом политику. Нет никакой зависимости от российского газа, а есть выгодность покупки газа в России, и эти экономические отношения прошли проверку временем. Для западноевропейцев крайне выгодно покупать газ в России, потому что в конечной точке мы продаем газ, условно говоря, за $200-300 за тысячу кубометров, а европейские компании перепродают этот газ, скажем, в Англии по $2000 за тысячу кубометров. То есть компании имеют десятикратный профит. Даже если скинуть расходы на транспортировку, все равно огромные доходы. Тут вопрос не в зависимости, а  в чрезвычайной выгодности партнерства с Россией.

Для крупнейших европейских газовых компаний, которые связаны с правящими элитами таких стран, как Италия, Германия, Франция, Великобритания, выгодно партнерство с Россией. Ладно, мы привыкли, что нас укоряют сталинским, имперским прошлым, но согласны ли немецкие коллеги, чтобы их сравнивали с Риббентропом? В риторике, которую позволяют себе восточноевропейские страны, нет никакого сдерживания. Они являются государствами транзита. За эти годы, занимаясь шантажом и спекуляцией на транзите, в первую очередь страны Балтии и Польша, так и не смогли сформировать внятные межгосударственные субъекты, которые бы смогли выполнить функцию переработки и последующей продажи, а Германия, Франция, Италия смогли, поэтому них есть финансовый интерес, а не зависимость, что бывает у наркоманов. Западная Европа не наркоман, и российский газ не является единственным источником энергии этого региона. Несмотря на проблемы на Южном Кавказе, энергоресурсы идут в Европу и из Азербайджана, и из Средней Азии через Азербайджан. Идут и будут идти. Все это надо рассматривать в комплексе без примитивных подходов: кто, где проведет трубопровод и кому это мешает.

- Как отразится признание Россией независимости Абхазии и Южной Осетии на решении других замороженных конфликтов, в частности Карабахского?

- Мне очень трудно говорить на эту тему потому, что я очень люблю азербайджанский народ и с уважением отношусь к армянскому народу. Я не могу становиться на чью-то сторону. В России есть эксперты, которые любят помахать флагами за Армению или за Азербайджан. Я могу рассказать о позиции, которой придерживаюсь как член Общественной палаты России.

Безусловно, считаю, что без возвращения всех азербайджанских беженцев, изгнанных из Нагорного Карабаха, или хотя бы решения вопроса о компенсации тем  людям, которые обосновались в Баку, Гяндже и не захотят вернуться обратно, невозможно найти решения Карабахской проблемы. Хотя я знаю, что Шуша - это священный город для азербайджанцев. Я бы предостерег горячие головы со всех сторон от попытки решить этот конфликт силовым путем. Ни одно государство в этом регионе, кроме России, не имеет превосходящей военной мощи, чтобы осуществить блицкриг. Карабахская трагедия должна решаться путем переговоров. Я знаю, что азербайджанская армия сильно модернизировалась, и это уже не та армия, которая была в начале 90-х годов. Были закуплены современные системы вооружений, в том числе израильские. Я лично знаю многих азербайджанских руководителей, это очень разумные и порядочные люди. Соблазн блицкрига - это дурной соблазн, но вопрос азербайджанских беженцев сейчас в этой ситуации должен ставиться в полный голос Азербайджаном. Думаю, что это может найти понимание у России.

Несмотря на то, что Россия не совсем верно объявила Армению единственным своим стратегическим партнером в Закавказье, в России есть другие подходы к этой позиции. Есть элитные группы, экспертные сообщества, которые рассматривают отношения с государствами Закавказья комплексно и на более широкой основе, не ранжируя на друзей, врагов и нейтральные страны. Я считаю, что Закавказье, нравится кому-то или нет, является зоной жизненных интересов Российской Федерации и такой же зоной интересов каждого из государств этого региона. Кстати, теперь к ним прибавились еще два новых государства, кто-то их хочет признать, кто-то нет, но факт остается фактом - они есть.

- Насколько реальной выглядит инициатива Турции по созданию новой системы безопасности в Кавказском регионе? В регионе, где все страны находятся в состоянии войны или почти в состоянии войны друг с другом?

- Проблемы Закавказья должны решаться в комплексе и обязательно при участии Турции и Ирана. Южный Кавказ - очень древний регион, и отношения в нем сформированы не на американском проектном столе. Отношения в Закавказье сложились еще тогда, когда никто не знал о существовании Америки.

Инициатива РФ и Турции по созданию системы безопасности на Кавказе - это очень важный формат. Думаю, что сюда следовало подключить Иран, который, является великим государством, обладающим современной технологией. Так вот, все государства региона должны сами решать свои проблемы без заокеанских партнеров и при посредничестве европейцев. Позиция Западной Европы в регионе очень конструктивна. Мы сами должны наладить механизмы для урегулирования тех ситуаций, которые возникают. И, возможно, тогда Карабахский вопрос тоже будет урегулирован. Может быть, какие-то вещи невозможно будет вернуть. Думаю, что азербайджанские друзья понимают, что политика такая вещь, что если что-то упустил, то очень трудно потом вернуть. Я уверен, что война - это худшее решение проблемы.

Д.Н.

Поделиться:
3255

Последние новости

Все новости

1news TV