Тюркский парламент – уже реально
В смутное и романтическое время 90-х годов прошлого столетия рождалось очень много самых разнообразных идей и предложений, которые впоследствии, не выдержав экзамен времени, растворялись в суете проблем насущных.
В то же время были инициативы, которые, словно семена, брошенные в невспаханную землю, ждали благоприятных условий, для того чтобы пустить корни и начать расти. Идею парламента тюркоязычных стран вполне можно отнести к числу последних.
Уже мало кто помнит, что впервые предложение о создании Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран прозвучало в 1992 году на одном из мероприятий, проводимом в Тюркской Республике Северного Кипра. В нем участвовали депутаты парламентов тюркоязычных стран, и во время обсуждения и было озвучено предложение о необходимости создания Парламентской ассамблеи. После этого в течение несколько лет вопрос регулярно обсуждался, но конкретных шагов в осуществлении этой идеи так и не было предпринято. Молодые независимые тюркоязычные республики бывшего Советского Союза были заняты решением куда более злободневных проблем, связанных со становлением государственных институтов и пр.
Однако, по мере того, как транзит из советского прошлого в «глобалистическое» настоящее стал подходить к концу, идея создания Парламентской ассамблеи тюркоязычных государств стала приобретать новое звучание. Значительно окрепшие в политическом и экономическом отношении страны занялись активным поиском того достойного места, которое они могли бы занимать как минимум в своем регионе. И старые идеи оказались как нельзя кстати. Если говорить точнее – старые идеи с новой начинкой.
Еще на 8-ом саммите глав тюркоязычных стран - Казахстана, Турции, Азербайджана и Киргизии - в ноябре 2006 года в Анталье президент РК Нурсултан Назарбаев впервые поднял предложение о создании Межпарламентской ассамблеи тюркоязычных государств на высокий политический уровень. По его мнению, новая структура должна стать еще одним действенным механизмом «развития взаимовыгодного сотрудничества». Ассамблею, по Назарбаеву, должен был дополнить Совет аксакалов тюркоязычных народов, в состав которого следовало бы включить «авторитетных в тюркском мире людей, видных политических и общественных деятелей, а также деятелей культуры».
В феврале этого года на состоявшейся в Анталье встрече заместителей председателей парламентов четырех тюркоязычных государств (Турции, Казахстана, Азербайджана, Киргизии) протокол о намерениях в поддержку инициативы казахстанского президента был подписан. Узбекистан и Туркмения еще накануне не изъявили желания принять в ней участия, тем самым косвенно подтвердив свое отношение к тюркской интеграции.
Однако к концу года в позиции Туркменистана произошли значительные изменения. Так что в Стамбул для учреждения Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран, помимо спикеров парламентов Турции, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, прибудет также глава парламента Туркмении.
В официальных источниках отмечается, что целью ассамблеи (типа ПАСЕ) является создание механизма межпарламентских отношений и сближение политических взглядов, обмен опытом, реализация совместных проектов.
Итак, 20-21 ноября в Стамбуле пройдет учредительная конференция Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ПАТС). Уже сейчас эту конференцию можно рассматривать в качестве существенного шага на пути интеграции тюркоязычных государств.
Наблюдатели полагают, что скептическая позиция Узбекистана по данному вопросу всего лишь дело времени. Возможно, Ташкент не долго будет оставаться в стороне от этих процессов.
Сегодня регион Центральной Азии плюс Азербайджан и Турция превращаются в важнейший энергетический и транспортный коридор между Западом и Востоком. Он играет возрастающую роль в обеспечении энергетической безопасности планеты. Интеграционные процессы, происходящие в его рамках, не остаются без внимания. Особенно соседей.
Кстати, вполне вероятным может быть участие в новой создаваемой структуре в качестве ассоциативного члена России - либо на уровне парламентов тюркоязычных республик, либо на уровне Федерального собрания. Многие депутаты, участвующие в учредительной конференции ПАТС, не скрывают желания видеть представителей Татарстана или Башкортостана среди ее будущих участников.
Так или иначе – тюркоязычный парламент, о котором совсем недавно говорили как об утопии, уже реальность. В очень интересное время мы живем.
Ильгар Велизаде, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА НОВОСТИ