Расим Мусабеков: «Сейчас Серж Саркисян занят тем, что пытается минимизировать свои уступки Азербайджану»
Эксклюзивное интервью 1news.az с политологом Расимом Мусабековым
- После подписания Московской декларации между президентами Азербайджана, России и Армении заметна некоторая активизация в процессах вокруг урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта. Президент Армении Саркисян в своих выступлениях говорит о возвращении 6 оккупированных районов (кроме Лачинского), но сразу начались волнения среди карабахских армян и митинги в Ереване, на которых «миацумщики» клеймят власти предателями и дают клятву не уступить и «пяди земли». Выходит, что официальный Ереван не может или не хочет справиться с сепаратистами Нагорного Карабаха?
- Официальный Ереван прекрасно понимает неизбежность вывода своих войск с оккупированных азербайджанских земель, но старается всеми способами устроить политический торг из этого. Тут многое находится в руках Кремля, и если там намерены принимать во внимание протесты сепаратистов Нагорного Карабаха, то я не думаю, что на этой политической карте можно будет долго играть и чего-то добиться, а если в Москве есть намерение разрешить Карабахский конфликт, то протесты сепаратистов никак не смогут повлиять на ход событий.
- Кто должен надавить на сепаратистов Нагорного Карабаха?
- Серж Саркисян, конечно… А что из себя представляют карабахские армяне? Ничего, кроме бутафории, которую выдвигают только для того, чтобы торпедировать соглашения, и об этом все знают. Если сепаратистский режим в финансовом плане на 70-80% зависит от Еревана, если на оккупированных территориях подавляющее большинство солдат и офицеров – это те, кто по призыву или контракту послан из Армении, то о каком самостоятельном политическом курсе или линии можно говорить со стороны карабахских армян?
Глава сепаратистов – Бако Саакян вышел из «кармана» Сержа Саркисяна, с которым он работал, когда Саркисян возглавлял так называемые «силы самообороны Карабаха». Потом когда Саркисян стал министром госбезопасности, Саакян работал у него и был послан с офицером ФСБ в Москву для утверждения кандидатуры на главу сепаратистов. Так что игра с нынешним «недовольством» карабахских сепаратистов совсем дешевая и не стоит выеденного яйца.
- Может, над официальным Ереваном довлеет фактор непопулярности в Армении имиджа того, кто вернет оккупированные территории Азербайджану и фактически поставит тем самым крест на своей политической карьере?
- Но деваться-то им некуда, и это прекрасно понимают в руководстве Армении. Ну не будет и в этот раз достигнут компромисс, и что дальше? А дальше – блокада, в которой находится Армения, еще более усугубившаяся после грузинской войны, будет еще более ужесточена. Российские коммуникации для Армении, проходившие через Грузию, теперь закрыты. Как будут из России поставляться в Армению тепловыделяющие элементы (ТВЭЛ) для Мецаморской АЭС? Не на самолете же их везти, и через Иран тоже не получится. Как они собираются строить новый блок для своей АЭС, поскольку это предусматривает поставку крупногабаритных грузов, которые могут быть доставлены только морским или ж/д путем? Оба пути закрыты сейчас для Армении, поскольку Грузия не пропускает через свои порты и территорию ничего, кроме продуктов и ширпотреба.
Как в дальнейшем Россия намерена обеспечивать всем необходимым свою группу войск в Армении, когда территория и воздушное пространство Грузии закрыты для нее? Как доставлять военную технику, менять и самолеты, и оборудование, которые выходят из строя? То есть масса вопросов сейчас не находит своего решения поскольку изменилась ситуация в регионе. Плюс к тому же затягивание решения Карабахского конфликта сулит Армении непосильную гонку вооружений с Азербайджаном. Поэтому сейчас Серж Саркисян занят тем, что пытается минимизировать свои уступки Азербайджану, которые по факту уже неизбежны.
- А сроки и рамки этих уступок можно обрисовать?
- По результатам анализа и моих личных наблюдений, я могу предположить, что в течение 3-6 месяцев должен быть обеспечен прогресс в урегулировании конфликта. Если нет, то очень многое станет терять в регионе Россия, не очень приятной будет ситуация для Армении, ну а Азербайджан и так терпит и держится свыше 15 лет, и я думаю, у нас еще хватит терпения и финансов для того, чтобы продолжить борьбу за свои интересы. Наша страна и в экономическом, и в геополитическом отношении находится в более выгодном положении, чем Армения.
- Касаясь невозможности поставок из России военного и другого оборудования в Армению, к примеру, не может разве быть использован Кремлем маршрут поставок через страны Центральной Азии в Иран и оттуда в Армению?
- Что-то при необходимости, в крайнем случае, конечно, можно таким путем поставлять в Армению, но говорить о постоянном и серьезном грузообороте по такому ненадежному маршруту через ряд стран не приходится. Мало того, что это экономически не выгодно, к тому же такие поставки сопряжены с политическими издержками. Понятно, что если везти в Армению военное или ядерное оборудование через ряд стран, да еще и через Иран, то Россия рискует сразу оказаться под пристальным внимание международного сообщества и возникнет еще больше проблем. Ось Россия-Иран-Армения и так серьезно беспокоит мировое сообщество и привлечение дополнительного внимания к этому союзу совсем не в интересах Кремля.
- На прошедшем в Баку международном «круглом столе» «Азербайджан в XXI веке – стратегия успеха» вы выступили с рядом интересных цифр и статистических прогнозов по Южно-Кавказскому региону и странам, его составляющим. Эти цифры показали наличие огромного потенциала Азербайджана, население, ВВП и рынок которого уже сегодня вдвое превосходят потенциал Армении и Грузии вместе взятых. Как в перспективе может Азербайджан реализовать этот потенциал для решения своих проблем и реализации поставленных задач?
- Да, есть определенные естественные законы, которые необходимо учитывать тем, кто намерен вести геополитическую игру на Южном Кавказе – это и прирост населения, и рост ВВП и рынка Азербайджана на фоне снижения рождаемости и рынка в Армении и Грузии. Есть определенные временные лимиты, которые не позволяют России и тем более Армении затягивать решение Карабахского конфликта. Успешная политика России и не только ее на Южном Кавказе требует улучшения отношений с Азербайджаном и препятствием к этому является аннексионистская политика Армении. Сегодня Россия стоит перед достаточно серьезным выбором – либо и дальше потакать аннексионистским планам Армении и жертвовать своими реальными интересами в Азербайджане, либо же вразумлять армян. Во всяком случае удовлетворять захватнические амбиции Армении и рассчитывать при этом на какие-либо преференции (выгоду) с Азербайджаном не получается сегодня не только у России, но и у западных партнеров. Азербайджан сегодня достаточно уже силен, чтобы ставить свои конкретные интересы в контексте отношений как с Россией, так и с Западом.
- После августовских событий в Грузии, в отношениях с этой соседней и партнерской для нас страны произошло некоторое охлаждение, вместе с тем это никоим образом не отразилось на взаимовыгодном экономическом сотрудничестве. Как будут развиваться в дальнейшем отношения между нашими странами?
- Если отбросить в сторону чисто эмоциональные моменты, то содержание грузино-азербайджанских отношений не претерпело никаких изменений. Азербайджан подписал на днях выгодное соглашение о поставках газа в Грузию, плюс обеспечены определенные экономические интересы нашей страны на грузинском энергетическом рынке: Госнефтекомпания Азербайджана (ГНКАР) получила доступ к газораспределительной сети и нефтегазовому внутреннему рынку Грузии.
Ну а то, что азербайджанское руководство не намерено участвовать в каких-либо показательных акциях против России, инициированных Саакашвили и его окружением, то в Грузии, наверно, отдают себе отчет, что все это просто не в интересах Азербайджана. Тем более, когда антикремлевские выпады организуют руководители стран, территория которых находится в нескольких тысячах километров от российской границы. Азербайджан, имеющий на плечах Карабахский конфликт, географически и геополитически зажатый между Россией и Ираном, не видит смысла идти на конфронтацию с этими странами ради претворения интересов третьих сторон.
Ризван Гусейнов