В кино ты - марионетка, на сцене - босс, или Как сыграет Реджеп Эрдоган? | 1news.az | Новости
Точка зрения

В кино ты - марионетка, на сцене - босс, или Как сыграет Реджеп Эрдоган?

10:40 - 31 / 01 / 2009
В кино ты - марионетка, на сцене - босс, или Как сыграет Реджеп Эрдоган?

Реджеп Тайип Эрдоган 30 января вечером покинул «панель» в Давосе, посвященную вторжению Израиля в сектор Газа. Когда турецкий премьер-министр попросил слово после продолжительной речи израильского президента Шимона Переса, ведущий не дал ему это сделать.

Кажется, только ленивый не обсудил скандал на форуме в Давосе и, надо признаться, история вышла в духе хорошей политической задумки. Сценарий оказался настолько очевиден, что мало кто не понимает, что опытный политик Реджеп Эрдоган, не раз будучи в ситуации, когда хотелось уйти, умеющий вести дипломатичный диалог, более того, очень тонко чувствующий политику, вдруг так не сдержался и «полез в бутылку». Тот факт, что именно сегодня армяно-турецкие отношения сдвинулись с «мертвой точки», говорит о безусловном политическом чутье нынешнего турецкого истеблишмента, умеющего манипулировать общественным мнением и правильно расставлять акценты. Кстати сказать, уже после скандала открылся немаловажный факт, что модератором так называемой «панели», на которой выступал Эрдоган, человеком, который не дал ему слова и практически спровоцировал такую реакцию премьер-министра Турции, был Давид Игнатиус - выходец из Армении.

Безусловно, политика – это субъективный формат взаимоотношений, построенный исключительно на противоречиях, и когда говорят о взаимозависимости и призывают к сотрудничеству, очевидно, что это трюк, рассчитанный на простого избирателя и вряд ли «Вася Пупкин» у плиты станет разбирать все хитросплетения международных конфликтов.

Форум в Давосе продемонстрировал несколько важных моментов и послал четкий сигнал всему мировому сообществу - Турция «принимает на грудь» серьезную политическую инициативу в сложнейшем вопросе урегулирования арабо-израильского конфликта. Турция, страна с динамично развивающейся экономикой, претендует не столько на экономическое влияние, сколько на политическое партнерство. Как показала встреча в Давосе, партнерство это необходимо официальной Анкаре на паритетных началах не только с Европой, но и с США.

Известно, что после продолжительной речи Переса турецкий премьер-министр покинул трибуну со словами «Вряд ли я еще раз приеду сюда». По возвращении на родину его встречали в аэропорту как героя лозунгами «Эрдоган, Турция гордится тобой», «Приветствуем тебя, покоритель Давоса». Но так ли все на самом деле очевидно? В политике не бывает случайностей, а Эрдоган явно не имеет права на ошибку.

В Турции в последнее время все четче становятся расхождения между принципами, установленными первым президентом Кемалем Ататюрком, и настроениями, набирающими силу в обществе. Объясняется все просто: за десятилетия существования республики сами турки так и не смогли преодолеть главное внутреннее противоречие и однозначно ответить на вопрос о том, что же для них важнее: ислам или заветы Ататюрка? С одной стороны, «кемализм», несмотря на все усилия властей, так и не смог вытеснить из турецкого сознания мусульманскую идеологию. Более того, основная часть населения склоняется к необходимости роста роли ислама в общественной жизни.

С другой стороны, исламистами Эрдогана и Гюля можно назвать лишь условно. Их модель управления не имеет ничего общего с государственным устройством классических исламских стран, например, Ирана или Саудовской Аравии. В данном случае премьер и президент, скорее, выступают в качестве реформаторов, оппонирующих консервативно настроенным националистам, представленным в Меджлисе Народно-республиканской партией и Партией националистического движения.

Таким образом, высказывания о том, что турецкий лидер своим поступком попытался заработать политические дивиденды в своей стране, небезосновательны. Еще более убедительными кажутся лозунги, что Эрдоган, отстоял честь всего исламского мира и повел себя как настоящий мужчина. И, наконец, веский довод о том, что истинной причиной визита Эрдогана в Швейцарию является недопущение обсуждения законопроекта о геноциде армян, также имеет право на существование. Однако если вскрыть верхний слой черепицы и откинуть мишуру, становится очевидным, что в сути сценария находится серьезный политический раздел. Факт заключается в ответе на вопрос, который задавали все эти дни ведущие средства массовой информации, а именно: был ли демарш Эрдогана эмоциональным всплеском или это политический шах?

После избрания Барака Обамы президентом США премьер-министр Турции Эрдоган, поздравляя победившего, заявил, что турецко-американские отношения должны развиваться благодаря дальнейшему определению стратегических позиций США и Турции. «Америка, являющаяся страной с большими возможностями, несет огромную ответственность… Турецко-американские отношения не должны меняться с перестановкой в руководстве, - отметил он, - и должны развиваться благодаря дальнейшему определению стратегических позиций Турции и США». Премьер-министр также выразил надежду, что развитие турецко-американских отношений в позитивном ключе благотворно скажется на демократии, мире, солидарности и разрешении ближневосточного конфликта.

Эрдоган предложил Турцию в качестве одного из основных переговорщиков в процессе урегулирования ближневосточного конфликта и небезосновательно. Нынешняя администрация США понимает, что закрытие лагеря в Гуантанамо и наведение порядка с лоббистами вряд ли сумеет решить вопросы международного формата в частности - имиджа США, проблем Ирака, Афганистана и, главное, утрясти десятилетние разногласия с Ираном. В данном случае Турция - великолепный козырь в решении вопроса влияния на регион, причем вполне в американском стиле - совершить этот ход конем, руками самих панисламистов. Выступая активно за палестинский народ, Эрдоган безусловно и бескомпромиссно завоевал сердца всего мусульманского сообщества. Он однозначно оказался героем для ХАМАС и «Хезболлах», которые, как известно спонсируются Ираном. Америка, вручая Турции посох в решении ближневосточного конфликта, автоматически получает игрока, стоящего ногами на льдине, треснувшей как раз посередке. Прими сейчас Турция эту «черную метку», и страна окажется в состоянии выбора между собственным благополучием и шансом дискредитировать себя в исламском сообществе.

Безусловно, еврейское лобби в США, которое в большей степени сформировало нынешнюю администрацию, делает ставку именно на ослабление позиции мусульманского мира, а сделать это можно, только заполучив в свои ряды такого сильного игрока, как Турция. Чем больше будет влияние Турции с точки зрения переговорщика в ближневосточном конфликте, тем слабее окажется позиция Ирана. Исламская Республика Иран - политически изолированная страна, не представляющая сейчас для Палестины реальной политической помощи, тогда как Турция - активный игрок, который демонстрирует всему мировому сообществу свою позицию. США не придется больше идти на открытое противостояние с Ираном и карта ближневосточного конфликта в очередной раз будет разыграна в векторе усиления позиций США.

Красивый жест премьер-министра Турции может оказаться золотым ключиком для кукловода в Белом доме. Был это крик души или запланированный ход, покажет время, однако лучше переоценить своего противника, чем явно недооценивать его – это как раз тот недостаток, которым страдает Восток и от которого избавлен Запад.

Саадат Кадырова, политолог, Россия, Москва

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
5620

Последние новости

Все новости

1news TV