Рустам Ибрагимбеков: «Высказывая публично те или иные суждения, я реализую свое право на собственное мнение»
Эксклюзивное интервью 1news.az с писателем и драматургом Рустамом Ибрагимбековым
По идее, наша встреча с прославленным соотечественником, маститым писателем, сценаристом, драматургом, режиссером и неутомимым общественным деятелем Рустамом Ибрагимбековым в его театре «Ибрус» (Ибрагимбеков Рустам) в канун его 70-летия была посвящена столь значимой юбилейной дате и беседе о том, как он намеревается ее «отмечать».
Но Рустам начал разговор с моей книги «Мое время», которую недавно прочел, и цепочка мыслей как-то увела нас к репрессиям 30-х годов. К событиям, которые, по всеобщему признанию, вполне справедливо «объявлены» геноцидом генофонда наций, населяющих Азербайджан и огромную, теперь уже почившую страну под названием СССР. Ту самую, где мы прожили большую часть отведенного нам века, где лишь самые одаренные, впитав впечатления, которыми она нас «одаривала», научились, помимо всего прочего, объективно оценивать коммунистические постулаты, натворившие много бед.
Могло показаться, что начали издалека, а практически получилось, что вспомнили как раз те впечатления детства и юности, которые легли в основу первых литературных опытов молодого писателя Рустама Ибрагимбекова и сделали его подлинным кумиром сограждан, с огромной благодарностью воспринявших его смелую правду в условиях идеологической несвободы.
Сегодня нет нужды перечислять заслуги Рустама Ибрагимбекова – миру широко известны снятые по его сценариям выдающиеся, удостоенные престижных наград вплоть до Оскара фильмы. С огромным интересом читается его талантливая проза, успехом пользуются его драматургия и вышедшие на международную орбиту режиссерские работы, в том числе и в уникальном собственном театре «Ибрус». А еще у всех на виду его неутомимая общественная работа в разных областях.
Все это – веские аргументы в пользу всенародной любви к писателю, убедительнейший повод от души чествовать его в юбилейные дни, и в своей беседе мы перешли к конкретным акциям, посвященным дате.
- Ничего специально к 70-летию я не делал,- сказал Рустам муаллим.- Тот темпо-ритм, в котором живу, как оказалось, позволяет мне время от времени «предъявлять» те или иные новинки, и оказалось, что ко дню рождения неплохо подготовился. Но собственно дату 5 февраля из-за болезни очень близких мне людей планирую отметить во дворце «Гюлистан» только в сентябре.
Возможность отметить 70-й день рождения - подарок судьбы. Сколько замечательных людей, и не только моих друзей, ушли молодыми, оставив нам горечь утраты, не дождавшись исполнения своей мечты, не успев сделать многого из того, что задумывали.
В канун собственно юбилейного дня, 4 и 5 февраля в театре Ибрус состоится премьера поставленного мною спектакля по пьесе, которую можно назвать азербайджанским прочтением комедии великого Жана-Батиста Мольера «Тартюф».
- Если б мне не довелось присутствовать на репетиции, непременно выразила бы недоумение – чего это вдруг сегодня Мольер? Но теперь у меня вопросов нет. Более того, в который раз убеждаясь, что классики есть богатство мировой культуры и всегда современны, ощущаю восторг от того, что вы выбрали для разговора со зрителями материал, бьющий, как говорится, не в бровь, а в глаз, нужный сегодня как воздух. Скажите, то, что произносят персонажи, это Мольер или Ибрагимбеков?
- На репетиции вы увидели и услышали все, что такое «Тартюф Агаевич», а теперь откройте и почитайте самого Мольера.
- Почитаю непременно, а пока, раз уж мы беседуем об этом, скажите, пожалуйста, кто такой ВАШ Тартюф Агаевич.
- Это бывший секретарь районного комитета Коммунистической партии, а сегодня мошенник, прикидывающийся … моллой…
- Понятно! Этим все сказано! Показушник, выскочка, привыкший тиранить окружающих, прикрываясь демагогическими тирадами о высоких материях, а на самом деле – ловкий хапуга, да?
- Понимайте как хотите!
- Антрепризные постановки по вашим собственным пьесам, возможность режиссера самому выбирать актеров на роли позволяют воспринимать «Ибрус» не просто как мобильный, но и как самый современный театр…
- Я слышал подобные отзывы, особенно лестные в условиях гастрольных поездок во Францию и по городам России, но подобную цель не ставил. Видимо, сошлось что-то из постоянных раздумий о сегодняшнем театре, о человеческих судьбах…
- О том, что такой творческий человек, как вы, не знает праздности, говорит обилие выдаваемой вами «на-гора» продукции – регулярно выходит в свет ваша проза, всякий раз радуя своей причастностью ко всему, что вокруг. Чем порадуете сейчас?
- Несколько месяцев назад в Баку вышел на азербайджанском языке двухтомный сборник моей прозы, два дня назад получил сборник моих пьес на азербайджанском и русском языках. Уже год, как
вышел сборник сценариев под названием «Утомленные солнцем», а в Санкт-Петербурге вышла избранная проза. В это издание вошли и две новых повести - 7 февраля в «Ибрусе» состоится презентация этих книг. В тот же день там будет показан один из последних моих кинофильмов - «Прощай, южный город».
- Вы пришли в кинематограф как автор фильма «В одном южном городе», сделавшего вас знаменитым. Новая картина – его продолжение?
- Они перекликаются во многом, но это две разные работы. Общее в них то, что они о моей любви к Баку, к соотечественникам. Вот и в романе «Солнечное сплетение», первые части которого уже изданы и который сейчас завершаю, рассказываю о группе моих друзей-бакинцев. Это начинающаяся в 1953 году история о том, как развивается и меняется жизнь в моем родном Баку, о людях, с которыми я вырос, о ностальгии, которая сопровождает меня последние годы.
- И ностальгия тоже? Вы часто приезжаете в Баку, здесь у вас всегда много дел - то новый спектакль в «Ибрусе» ставите, то грандиозный, за десять лет ставший традиционным международный фестиваль «Восток-Запад» проводите, то вопросами развития кинематографа занимаетесь, снимаете здесь фильмы – и вдруг «ностальгия»… Не щемящая ли это тоска по тому, что далеко?
- Это очень сложное чувство...
- А Москва, столица, где вы живете и работаете? Воспринимают ли там ваш юбилей как повод для достойного чествования?
- Там этой дате посвящают немало мероприятий и даже театральный фестиваль – он пройдет с 14 по 18 февраля на разных сценах.
- Ничего себе! А что это за мероприятия?
- В Москве открывается театральный клуб «Ибрус» - это событие. Там и на сцене Театрального центра на Страстном бульваре будут показаны спектакли театра «Ибрус» «Похожий на льва», «Тартюф Агаевич» и «Последний поединок Ивана Бунина». Последний спектакль ждут и в Праге – 21 марта он будет показан в театре «Эпсилон», с которым сотрудничаю почти сорок лет. А 13 февраля в кинотеатре «Баку» будет показан фильм «Прощай, южный город!»
- Здорово! Скажите, пожалуйста, с 1994 года вас не раз переизбирали председателем Конфедерации союзов кинематографистов стран СНГ и Балтии - это авторитетная организация? Есть на ее счету сколько-нибудь значимые акции?
- Еще какие! Недавно нашими стараниями был принят документ чрезвычайной важности. Наконец, после долгих обсуждений и сложных согласований, в которых участвовал и я, В.Путин вместе с другими представителями Российского правительства подписал Межправительственное соглашение о совместном кинопроизводстве.
- Что решает этот документ?
- Практически это закон, позволяющий без проблем объединять усилия разных государств при производстве совместных фильмов. До сих пор нам было проще заключать такие контракты с кинематографистами, скажем, Франции, Италии или Канады, чем с российскими коллегами –
наличие множества внутренних законодательств мешало получать государственную поддержку при создании фильмов совместного производства.
- Что выиграет от этой акции Азербайджан?
- Многое! Мы сможем гораздо активнее сотрудничать с коллегами из стран СНГ.
Между прочим, в соответствии с уже утвержденным Министерством культуры и туризма Азербайджана проектом первого марта в Баку начинается производство совместного азербайджано-французского фильма «Призрак», в котором я выступаю сценаристом, режиссером и продюсером. Это современная комедия о нескольких днях из жизни французов в Баку, в которой, в частности, участвует знаменитый французский актер и режиссер Ришар Мартен.
- Рустам муаллим, есть ли надежды на то, что в азербайджанской столице возродится кинопрокат?
- В определенной мере есть! Уже осуществляется проект полномасштабной реконструкции нашего замечательного кинотеатра имени Низами под многозальный объект. Но речь тут надо вести не только о прокате, но и о производстве фильмов.
Сейчас у азербайджанского государства появились возможности оказывать национальному кинематографу ощутимую помощь, увеличивается число запускающихся в производство проектов, расширяется круг их участников. Указом президента Азербайджанской Республики созданы условия для полноценной подготовки профессиональных кадров – режиссеров, операторов, продюсеров.
Уже год работает созданная мною «Бакинская международная киношкола, в которой обучается несколько десятков молодых людей.
- Вы сами в ней преподаете?
- Да, время от времени провожу мастер-классы.
-Делитесь опытом как сценарист?
- И этим тоже.
- А как вы определяете для себя особенности своего творчества? Что сделало вас личностью, открыто выражающей свои взгляды – вера окружающих в то, что уж вы-то знаете, что нужно людям?
- В своих произведениях любого жанра, в том числе и в публицистике, я лишь как гражданин реализую свое право на собственное мнение – не больше…
- Обыватели ропщут по углам, а вы открыто и аргументировано говорите о том, что волнует… не одного вас.
- Я привык так жить с молодости – сами знаете, как не просто складывалась подчас судьба моих произведений…
- Вы имеете в виду снятый в конце 60-х режиссером Эльдаром Кулиевым фильм «В одном южном городе» по вашей повести «Девятая Хребтовая»?
- И его тоже. Помните, какой переполох вызвал фильм?
- Помню! Все говорили тогда, что персонажи этой картины, как и герои вашей прозы, – узнаваемые и естественные - буквально шагнули на экран из жизни, а кое-кто во властных структурах утверждал, будто это произведение порочит родину! Та возня могла и сломить…
- Поддержка таких выдающихся личностей, как Расул Рза и Джафар Джафаров, положительный отзыв в газете «Комсомольская правда» спасли фильм от запрета, но, продержав его год на полках, разрешили показывать в небольших кинотеатрах. Это, кстати, способствовало его популярности.
- Тогда кое-кто пытался назвать вас диссидентом…
- Для человека, серьезно занимающегося искусством, диссидентство– лишь помеха. Можно было не замечать существовавшую власть, но вести с ней борьбу – значит подчиняться конъюнктуре. Если же ты выше и глубже диктуемых ею условий, она тебя не коснется!
- А какова современная конъюнктура, что она диктует сегодня?
- Возможно, это бытующее на постсоветском пространстве возвеличивание «красивого» (практически обязательно бездуховного) образа жизни, от которого давно уже отказались западные кинематографисты. Отвергнув коммунистические «идеалы», это общество не противопоставило им ничего стоящего, достойного, а это вакуум, который, сами знаете, чем-то непременно заполняется.
- Говоря о духовности, вы имеете в виду религию?
- Если под религией вы подразумеваете моду на ритуалы, а также внушаемость людей, то вряд ли эти с позволения сказать явления владеют моим сознанием. У меня давно выкристаллизовалось понятие о высших ценностях, о высших силах, и, общаясь с ними постоянно, я обхожусь без посредников.
- Подобные высказывания маститого, признанного автора сегодня много говорят о его жизненном кредо и звучат более чем убедительно, но скольких душевных сил отняла такая возня у одаренного творческого человека! Она закалила?
- Наверное… Во всяком случае, я понял, что когда речь идет о такой публичной профессии, как моя, надо быть готовым к общению с разными аудиториями и к тому, что о моей работе и даже обо мне самом кто-то будет высказывать свое мнение, в том числе и не просто дилетантское, но и предвзятое…
- Надо полагать в такой ситуации посещает тоска по объективной критике, чувство надежды на то, что все изменится в лучшую сторону…
- В принципе я очень надеюсь на новое поколение кинематографистов да и зрителей. Думаю, насмотревшись на все примитивное, сиюминутное, они непременно придут к общечеловеческим ценностям и подойдут к ним с гуманными и рациональными мерками – верю в это. А что волнует? Волнует отсутствие профессиональной критики. Ну разве это дело, когда о серьезнейших работах в кино и театре напишет несколько газет, да и то в информационном жанре, а если кто и берется оценивать увиденное, то хочется во весь голос возмутиться – как правило, это кощунственная самонадеянность и вульгарность!
У нас даже не умеют порадоваться за коллегу, одержавшего нелегкую победу. К примеру, не секрет, что редкий успех сопутствовал картине Вагифа Мустафаева «Все к лучшему». Только на престижном фестивале короткометражных фильмов в Оберхаузене он получил сразу 4 премии, потом много других наград. Но у нас об этом знают лишь единицы!
Не удивительно, что многие наши талантливые соотечественники стараются выступать за рубежом – лишь там люди узнают истинную цену своего творчества. И не только в кино…
- Что делают ваши дети, Рустам муаллим?
- Фатя окончила ВГИК, успешно сняла дипломную работу, снялась в нескольких моих фильмах. Она обладает чертами, которые позволяют верить, что добьется успехов как режиссер. Пока она воспитывает трех очаровательных мальчишек, но мечтает о новых ролях.
Сын Фуад закончил лучшую американскую киношколу, по его сценариям снято несколько кинофильмов. Кроме того, он уже опубликовал несколько рассказов. У него родились дочка и сын – так что я «плодовитый» дедушка.
- А чего, по-вашему, общество ждет от творческих людей сегодня и в ближайшей перспективе?
- Когда людям трудно, им надо протянуть руку, подсказать, что выжить можно и в такое время, не теряя достоинства и человеческого облика. И на свалках растут цветы. Ростки пробиваются сквозь асфальт, вызывая умиление своим жизнелюбием и чистотой.
Жизнь – каждодневная битва внутри каждого из нас, за то, чтобы оставаться человеком, а не превращаться в животное. И задача литературы и киноискусства - поддерживать человека в человеке.
…Это была на редкость насыщенная откровениями беседа, и после нее осталась убежденность в том, что наш маститый соотечественник, не зная праздности, работает, чтобы защитить от зла и превратностей судьбы интеллигентного гордого человека.
Недаром он говорит: «О чем бы я ни писал, главное для меня – энергия послания, желание сообщить то, что для меня важно, что огорчает и печалит. Хочу работать так, чтобы зашифрованная в моих текстах энергетика достигла зрителя и читателя».
Популярность… Знаки внимания и почести… На своем веку Рустам Ибрагимбеков видел всего этого сполна: автор более 50 фильмов, среди которых «Белое солнце пустыни», «Утомленные солнцем», «Храни меня, мой талисман», «Храм воздуха», «Человек, который старался», «Урга», «Допрос», «Структура момента», «Деловая поездка» и многие другие, он – обладатель американского Оскара и Гран-при в Каннах, главного приза Венецианского фестиваля, многократный лауреат Государственной премии России, член Европейской и Американской кино-академий, кавалер ордена «Шохрат», офицерского французского ордена искусств - всего не перечислишь.
Но и отмечаемый в эти дни 70-летний юбилей для него не повод к самоуспокоению, а мощный стимул для того, чтобы многообразные его впечатления от окружающей жизни, бесконечные раздумья о том, как себя чувствует в современных условиях ЧЕЛОВЕК, становились предметом его творческих исследований во все новых повестях, пьесах, сценариях, спектаклях…
- С юбилеем вас, Рустам муаллим!
Галина Микеладзе