Финансовая «щедрость» с военной и геополитической начинкой
В канун ежегодной Мюнхенской конференции по международной безопасности две структуры постсоветского пространства ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) и ЕврАзЭс (Евразийское экономическое сообщество) провели в Москве собственные саммиты, которые завершились принятием решений по достижению реальных результатов.
Учитывая, что состав ОДКБ отличается от состава ЕврАзЭс только одной страной (Армения, являясь членом ОДКБ, не входит в ЕврАзЭс), особых различий в стане участников обоих мероприятий не было. Единственным исключением могло бы стать неучастие Таджикистана, который «обиделся» на Москву из-за заявления президента России Д.Медведева, сделанного им в ходе его недавнего визита в Узбекистан, но в последний момент в Душанбе решили не обострять ситуацию. Тем более что заранее было известно о намерении создания нового вкусного и дорогого «пирога» ценой в 10 миллиардов долларов.
На сессии ОДКБ было достигнуто соглашение о создании коллективных сил оперативного реагирования (развернутые силы постоянной боевой готовности), которые будут расквартированы на постоянной основе на территории стран-участниц ОДКБ. Основной их задачей будет оперативное реагирование на любые вызовы и угрозы (военные и пограничные конфликты, силовое пресечение попыток террористических актов, проведение специальных операций по противодействию наркотрафику и др. видам оргпреступности). Наличие таких коллективных сил в рамках ОДКБ предусматривалось уже давно, но до сих пор они существовали только на бумаге. На этот раз президенты стран-членов от подтверждения намерений перешли к непосредственной реализации проекта и подписали соответствующий проект постановления.
Но Узбекистан оставил за собой особое право. Его войсковые части будут участвовать в коллективных силах безопасности не на постоянной основе. Узбекистан будет делегировать свои войсковые части непосредственно для участия в тех или иных операциях. Скорее всего, в зависимости от ситуации и конъюнктурной целесообразности. До этого численность коллективных сил безопасности ОДКБ равнялась четырем тысячам человек. Теперь только количество российских военных в составе этих сил составит десять тысяч. Москва давно стремилась превратить военно-политический союз ОДКБ из номинальной структуры в сильную организацию, крепко связав ее членов между собой. Естественно, что решающий голос отводится Москве.
По мнению Москвы, данная организация, по крайней мере, будет хорошей ширмой для ее военных и геополитических амбиций на пространстве СНГ. Поэтому многие на Западе ОДКБ расценивают как анти-НАТО. Если раньше Москва для достижения своей этой цели действовала методом легкого нажима на других членов организации, то сейчас она, пользуясь мировым финансовым кризисом, методом жесткого давления вырвала у них согласие. Если глубоко вникнуть в детали задачи, которые должны решать коллективные силы оперативного реагирования, можно убедиться в том, что это в первую очередь служит интересам России и ее «стратегического союзника» на Южном Кавказе Армении.
Никто из членов ОДКБ не стоит перед внешней угрозой и территориальной целостности. Гипотетическая опасность внутреннего сепаратизма существует для России. Но тут вина полностью лежит на самой Москве, которая дурным примером по поддержанию сепаратистских режимов у некоторых стран СНГ создает большой соблазн для аналогичных сил на собственной территории. Наоборот, со стороны России и Армении есть конкретные действия, которые давно нарушили принцип территориальной целостности Азербайджана, Грузии и Молдовы. А также от таких гипотетических угроз не застрахованы остальные страны постсоветского пространства. Первым реальным кандидатом на такое посягательство является Украина (Крымский вопрос). Очередная аналогичная опасность для той же Грузии может возникнуть в лице армян Джавахетии с подачи Москвы. Но для России и Армении существует другого рода опасность.
Естественно, что аннексия с их стороны Абхазии, Южной Осетии и Нагорного Карабаха и нежелание отступить от своих агрессорских и деструктивных действий в регионе рано или поздно может привести к очередным вооруженным столкновениям и настоящим войнам. Судя по всему, Москва и Ереван, уверовав в полную безнаказанность, по своей инициативе уже эти территории воспринимают как собственные. Уверен, что продавливание Москвой решения о создании коллективных сил оперативного реагирования в рамках ОДКБ носит превентивный характер. Если вдруг со стороны Азербайджана, Грузии и Молдовы будут предприняты попытки к освобождению собственных захваченных территорий, Москва и Ереван, прикрываясь лозунгом «отечество в опасности и ему угрожает военная интервенция извне», потребуют введения в зону конфликтов этих сил. Одним словом, справедливые попытки по восстановлению территориальной целостности будут выдаваться со стороны агрессоров как посягательство на их государственную безопасность.
Тут для Москвы не представляет особого интереса, согласятся ли все страны на участие своих военнослужащих в таких авантюрах. Москве нужно хитро выдуманное прикрытие, которое позволит ей дать хоть какую-то видимость законности своей агрессии. После прошлогодней российско-грузинской войны Москва прекрасно поняла, что для топорных вооруженных поползновений неплохо было бы предварительно подготовить «юридически-правовую» почву. Имея такое коллективное прикрытие, Россия может спокойно ввести в такие зоны свой военный контингент любой численности и сколько душе угодно. А остальные члены ОДКБ могут угодить в своеобразный капкан, согласись они на участие своих военных контингентов в таких авантюрных проектах. В таком случае они автоматически попадают в список сторонников и сообщников России и Армении, оккупировавших чужие территории.
Наивно полагать, что президенты стран-членов ОДКБ упустили возможность такого сценария. Но, по всей видимости, создавшиеся экономические трудности в связи с мировым финансовым экономическим кризисом заставили их сделать вынужденный тактический ход. Результаты внеочередной сессии ЕврАзЭс, прошедшей во второй половине того же дня, дают основание для таких предположений. Основным итогом сессии является соглашение о создании регионального антикризисного инвестиционного фонда размером в 10 миллиардов долларов.
Инвестиционный фонд призван упростить процесс получения стабилизационных кредитов странами Содружества для поддержки их экономик в период кризиса. Контрольный пакет фонда будет закреплен за Россией. Она и должна внести самый крупный вклад в размере 7.5 млрд. долл. Получать кредиты смогут лишь те страны, которые примут финансовое участие в образовании фонда. Кстати, Армения внесет вклад в размере всего 100 тысяч долларов. Практически получается, что Россия, таким образом, собирается кредитовать попавших в затруднительное положение членов ОДКБ и ЕврАзЭс. Но только не без определенных услуг с их стороны. Кто платит, тот и заказывает музыку. Вспомним слова великого комбинатора: «Шура, только учтите, что я не собираюсь вас кормить бесплатно. За каждую порцию витаминов, которыми я буду вас обеспечивать, я буду от вас требовать множество мелких услуг». Первую такую услугу от собравшихся в Москве политическое руководство России уже добилось в виде создания коллективных сил оперативного реагирования. Предполагаю, что именно поэтому сессия ОДКБ предваряла сессию ЕврАзЭс. Думаю, что при отрицательном результате в вопросе создания коллективных сил оперативного реагирования не могло быть речи и об образовании регионального антикризисного инвестиционного фонда в 10 миллиардов долларов.
Не исключено и то, что скоро мы станем свидетелями агрессивных экономических экспансий России в этих странах, чему способствует финансовый кризис. Исходя из вышеуказанных рассуждений, можно утверждать, что финансовая «щедрость» России сильно начинена военной и геополитической составляющими.
Сахиль Искандеров, политолог
Мнение автора может не совпадать с позицией.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.