Истерический кредит
На Украине раскручивается очередной скандал, на этот раз кредитно-исторический. А лучше сказать – кредитно-истерический.
Вот уже месяц секретариат президента и кабинет министров выясняют, на каких условиях Россия предоставит кредит Украине. К сожалению, о самой сути – сколько денег и куда они будут потрачены, никто не говорит. Обсуждается другое – когда и кто вел переговоры о кредите, сколько, к примеру, стоит алмазный фонд России, на какую сумму Россия имеет зарубежной собственности и какова стоимость газотранспортной системы Украины, какие российские компании могут участвовать в приватизации сочных украинских объектов. Все это, как ни странно, имеет прямое отношение к кредиту, возможность предоставления которого еще только обсуждается.
А началась вся эта история в начале февраля, когда президент Виктор Ющенко заявил о недопустимости получения кредита от России в обмен на ряд политических уступок. По информации секретариата президента, в первых числах февраля в Москву отбыла переговорная группа, в задачи которой входило получение кредита от России в размере 5 миллиардов долларов. При этом Москва якобы выдвинула Киеву ряд условий, среди которых - согласие на «нулевой вариант», в соответствии с которым Украина отказывается от претензий на собственность за рубежом бывшего СССР, а Россия, в свою очередь, берет на себя все долги Советского Союза.
Понять по официальным источникам, что же на самом деле происходило в эти дни между Россией и Украиной, достаточно сложно. Потому что премьер-министр Украины Юлия Тимошенко сначала опровергла сам факт каких-либо переговоров с РФ о кредите, а потом, спохватившись, подтвердила, что мол, кабмин Украины ведет переговоры о кредите с рядом стран и уже получил положительные ответы, в том числе, от правительства России. При этом, как утверждала Юлия Владимировна, никакие политические и иные условия, кроме обычных в этих делах – процентной ставки и сроков возврата кредита, не обсуждались.
Однако секретариат президента второй части не заметил, сосредоточившись на главном – на самом факте получения кредита. Заявление премьера было сразу же прокомментировано.
Во-первых, как заявил заместитель главы секретариата президента Украины Андрей Кислинский, премьер-министр Юлия Тимошенко сознательно ставит Украину в зависимость от России. «Россия еще к началу перечисления кредитных средств будет требовать жестких гарантий - от залога имущества к льготной продаже госпредприятий», - сказал он, никаким образом не подтверждая свои заявления.
Во-вторых, получение Украиной этого кредита приведет к финансовой зависимости страны от Москвы, убежден руководитель главной службы социально-экономического развития секретариата украинского президента Роман Жуковский. «К тяжести газовых контрактов прибавляется финансовая тяжесть, в перспективе к газовой зависимости может добавиться финансовая зависимость», - пригрозил президентский чиновник.
И, наконец, выстрел из главного орудия. Предоставление Россией кредита Украине (факт которого, повторюсь, еще не факт), было названо президентом Украины «пактом Молотова-Рибентропа», то есть, по сути, предательством интересов Украины, тайным сговором и вообще чем-то фашистским по отношению к собственному народу. Такое заявление месяц назад, 11 февраля, сделал Виктор Ющенко во время заседания Совета национальной безопасности и обороны.
Тут же включилось экспертное сообщество. Которое быстро подсчитало, что стоимость ГТС, которую якобы продала России Тимошенко в обмен на предоставление кредита – 25 млрд долларов. А если говорить о так называемом «нулевом варианте», то речь надо вообще вести о 300 миллиардов долларов. А если сюда еще присовокупить алмазный фонд и золотовалютные запасы СССР, которые якобы имелись у уже 18 лет не существующей страны, то речь вообще надо вести о дополнительных 250-300 миллиардах долларов. И тут стали подсчитывать, как, мол, продешевила премьер, отдавая все это всего лишь за 5 миллиардов кредита, который надо будет возвращать в ближайшие десятилетия.
А при чем здесь, когда речь идет о кредите, алмазный фонд России, зарубежная собственность опять же России?
Ну, это как раз очень просто. Дело в том, что по предположению секретариата президента, в ходе переговоров, проходящих ныне в Москве по поводу предоставления кредита, якобы (подчеркиваю, якобы) всплыл так называемый «нулевой вариант».
«Нулевой вариант» - это договор, который в 1994 года был подписан между Украиной и Россией. Согласно этому договору, Украина, у которой на тот момент не было вообще никаких свободных средств, кроме ничем не обеспеченных купонов и карбованцев, отказывалась от претензий на заграничную собственность бывшего Союза, а Россия, которая тоже на тот момент не имела денег даже для выплаты заплат шахтерам, врачам и учителям, в свою очередь, обязывалась выплатить внешний долг Украинской ССР. При этом надо иметь в виду, что если по долгам Украины и России на тот момент была полная ясность, то по собственности был полный туман – где, чего и сколько осталось за рубежами бывшего СССР тогда, да, видимо еще и сейчас, никто точно ничего не знал. И вообще, подписав тот договор, в Украине, как вспоминают, были очень довольны – из страны должника Украина стразу стала, как говорят в банковском сообществе, «добросовестным плательщиком с чистой кредитной историей».
Но это было тогда, 15 лет назад. Россия за эти полтора десятка лет долг СССР (в том числе и украинский) погасила. А Украина сделал хитрее. Договор был подписан, но не ратифицирован Верховной Радой. И теперь, когда у Украины тех долгов нет, а новые появились, очень заманчиво стало получить с России что-нибудь во второй раз. Тут заодно вспомнили и про алмазный фонд, который не трогали почти 20 лет. Мол, тоже ведь был общей советской собственностью, а теперь принадлежит только России.
Вообще, поле для предъявления виртуальных требований к России у Украины может быть очень широким. Тут и Магнитка, и Кузбасс, и БАМ, и Третьяковская галерея … Можно и поглубже копнуть. Например, потребовать свою долю во всем, что от царей осталось. Например, Эрмитаж. Ведь бродил такой слух, что гетман Кирилл Разумовский тайно расписался со своей любовницей российской императрицей Елизаветой Петровной. А гетман - он кто? Украинец. Вот и Эрмитаж надо поделить по справедливости...
Нет, что не говорите, делить чужое имущество, состояние и доходы дело очень увлекательное!
А при чем здесь кредит, который, может быть, Россия даст Украине? А, может быть, и не даст. Как и куда он будет направлен, каким образом будет оздоравливаться экономика, как эти пока еще гипотетические деньги начнут работать в украинской экономике? Ну, это как-то скучно и неисторично обсуждать. Это уже из области реальных повседневных дел. Из той части деловой бюрократической суеты, которая ныне как-то не в чести на Украине, это все про деньги, которые, как известно «тишину любят». А тишины на Украине нет. Вот и возникла тема «нулевого варианта», а заодно и уже якобы обещанной России газотранспортной системы Украины.
Тут надо сказать, что пока все это бурно и весело обсуждалось на Украине, с взаимными обвинениями, с заявлениями МИДа, который отмежевался от переговоров по кредиту, произошло еще несколько важных событий, которые, правда, не имели ни столь широкой огласки, ни столь широкого обсуждения. И не назывались ни предательством интересов Украины, ни тем более каким-то там «пактом Молотова-Рибентропа».
Во-первых, выяснилось, что Украине нечем платить за поставляемый из России газ, поскольку предприятия и многие граждане, не имеющие средств в нынешнее кризисное время, не платят за энергоносители Нафтогазу. А тот, в свою очередь, вынужден «краснеть» перед Газпромом. За февраль деньги, правда, наскребли. Но что делать с мартом и последующими платежами, неясно. Дело в том, что кассовый разрыв в Украине (то есть дефицит реальных средств для выполнения текущих государственных обязательств) составляет 10 миллиардов долларов.
Во-вторых, миссия МВФ, который пообещал Украине в прошлом году 16,5 миллиардов долларов (пока дали только 4), покинула страну, поскольку требования этой организации либо не выполняются, либо выполняться, что стало понятно сейчас, не будут.
И, наконец, вице-премьер России, министр финансов Алексей Кудрин, вчера, то есть спустя месяц после начала всей этой историко-истерической компании заявил, что речь идет пока только о консультациях, которые проходят «с сотрудниками министерства финансов Украины». «Пока никаких решений не принималось», - заявил он, подтвердив при этом, что запрос от украинского правительства поступил на сумму 5 миллиардов долларов. Однако Кудрин отказался комментировать шансы получения этого кредита, сославшись на то, что переговоры только начались.
Захар Виноградов, Киев
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Редакция не несет ответственности за позицию автора.