Латиноамериканцам понравился Обама, но не всем и не полностью
По всем формальным параметрам пятый Саммит Америк на Тринидаде и Тобаго вполне можно было бы считать провальным.
На нем даже не была принята официальная декларация: ее бойкотировали Боливия, Гондурас, Доминика, Венесуэла и Никарагуа, - в знак протеста против отсутствия Кубы на этой встрече лидеров 34 стран Организации американских государств (ОАГ). Поскольку в этой организации всегда доминировали США, то Кубу на такие саммиты никогда не приглашали. Но все обошлось на удивление благополучно даже без финального коммюнике встречи 17-19 апреля. И даже более того.
Уже с новой недели, с 20 апреля, Венесуэла и США начинают переговоры о возвращении своих послов соответственно в Каракас и Вашингтон. Президент Венесуэлы Уго Чавес выгнал американского посла из страны еще в сентябре прошлого года в знак солидарности со своим коллегой, президентом Боливии Эво Моралесом.
Последний обвинил США в подготовке покушения на себя и чуть раньше Чавеса изгнал американского посла из собственной страны.
Неугомонный Уго вообще объявил, что он возлагает на президента США Барака Обаму «великие надежды». Но, видимо, чтобы Обама не отклонялся от этих надежд и правильной линии поведения, он, со свойственным ему обыкновением, поломал весь протокол и вручил американскому президенту особый подарок. Это была книга Эдуардо Галеано Las Venas Abiertas de America Latina, или «Вскрытые вены Латинской Америки». Полное название книги, написанной еще в 1973 году и с тех пор ставшей чуть ли не библией левых и социалистов континента, «Вскрытые вены Латинской Америки: пять веков разграбления континента». Название говорит само за себя, и тут не нужно даже уточнять, какая страна упоминается в качестве главного грабителя. Политико-экономический труд Галеано, кстати, до саммита находившийся примерно на 54-тысячном месте в списке продаваемых книг всеамериканской книжной Интернет-сети Amazon, уже через день переместился на 6-е место. Единственная загвоздка в том, что Обама не знает испанского языка, да и времени читать такие труды у него маловато.
В целом же Обаме для успеха своего первого появления на всеамериканском саммите на Тринидаде, собственно, и не нужно было делать ничего сверхъестественного. Надо было только не проявлять заносчивости Буша и больше слушать. Чем он и занимался. Ничего другого ему не оставалось. Обама вообще выглядел приятным смуглым контрастом на фоне своего предшественника. Он действительно внимательно слушал все выступления, всех президентов. Даже заслужил похвалу от все того же Уго за то, что до конца заседаний не снимал наушники, в которые подавался синхронный перевод. На последнем саммите 2005 года в Аргентине Буш демонстративно бросил их на стол уже через полчаса после начала дискуссий. Кому ж такое понравится? Поэтому-то Латинская Америка так массово и стала крениться на другую сторону Атлантики – к России и Европе, или Тихого океана – к Китаю.
Вообще Обаме надо было быть осторожным. Латинская Америка и так уже сильно полевела, благодаря «стараниям» Джорджа-Буша младшего. И начала двигаться совсем не в ту сторону, в какую хотелось бы США. Венесуэла, первый производитель нефти на континенте, подвинулась в сторону России. Тоже, кстати, благодаря Бушу. Мало кто уже и помнит, но прошлогодние совместные маневры российского и венесуэльского флотов – тоже результат неуклюжести бушевской политики. Уго Чавес пошел на приглашение Андреевского флага в южные воды в пику объявленным еще при Буше, в апреле прошлого года, планам возродить американский 4-й флот и придать его Южному военному командованию США.
Флот был расформирован в 1950-м году. Он полностью будет доукомплектован летом нынешнего года. Главным оперативным районом его деятельности станет Карибское море, а одна из декларированных задач – борьба с контрабандой наркотиков. Не надо быть военным экспертом, чтобы понять, что целыми флотами с контрабандой наркотиков не борются. И в Латинской Америке это прекрасно понимают.
Куба незримо присутствовала на саммите в Тринидаде. «Кубинский вопрос» обсуждался и в кулуарах, и в официальных дискуссиях. Обама даже пообещал, что США будут теперь проводить в отношении Кубы совершенно новый курс. Пока они лишь сняли ограничения на поездку на остров американских кубинцев и отменили все лимиты на денежные переводы родственникам. Куба же уже сейчас готова к гораздо большему. Во время работы саммита нынешний кубинский руководитель Рауль Кастро объявил, что Гавана направила в Вашингтон в частном порядке предложения о готовности возобновить переговоры по любым вопросам отношений. Если верить латиноамериканским дипломатам, то Кастро (скорее всего, оба Кастро – и Рауль, и Фидель) впервые готовы говорить с США и «о правах человека, о свободе печати, о политических заключенных, обо всем».
Обама, конечно, впечатлил отнюдь не всех латиноамериканских лидеров. Даже после встречи с ним скептиками остались боливийский президент Эво Моралес и эквадорский – Рафаэль Корреа. «Уже прошло 100 дней (после инаугурации Обамы), а я не видел никаких изменений», заметил Моралес. А его эквадорский коллега Корреа утверждает, что США отнюдь не избавились еще от «заносчивости» по отношению к Латинской Америке.
Первым свидетельством того, как далеко отошла Латинская Америка от США, многие эксперты по континенту считают тот простой факт, что юг его наименее всего пострадал от нынешнего экономического и финансового кризиса.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора