Московские встречи: Продолжение следует…
Драматические события, связанные с обсуждением открытия турецко-армянской границы во время прошедшего в Стамбуле «Альянса цивилизаций» и отказ президента Азербайджана встретиться с президентами США и Турции, имели свое логическое продолжение и стали основной отслеживаемой новостью со стороны азербайджанской общественности и экспертов разных стран.
Вслед за Стамбульским саммитом последовало приглашение президенту Азербайджана со стороны своего российского коллеги в Москву, что привлекло внимание не только азербайджанской, но и международной общественности и политеса. Дело в том, что московские консультации между главами России и Азербайджана разительно отличались от недавнего приглашения турецкой и американской сторон встретиться с президентом США Бараком Обамой в Стамбуле. А в Москве два президента тет-а-тет обсудили развитие двусторонних отношений с учетом интересов двух сторон – то есть это был диалог двух партнеров, пусть и имеющих несколько различные подходы к региональной политике. А предыдущее приглашение встретиться в Стамбуле с американским президентом было скоропалительной задумкой официального Вашингтона и Анкары, которые второпях хотели получить одобрение азербайджанского руководителя на открытие турецко-армянской границы… Или, на худой конец, Запад хотел показать мировой общественности, что официальный Баку готов на диалог по этому вопросу несмотря на то, что национальные интересы Азербайджана, кстати, как и Турции, окажутся под угрозой.
Обама предлагал турецкому правительству открыть границу, наладить дипломатические отношения с Ереваном без учета того, что Армения продолжает иметь территориальные претензии к Турции, проводить кампанию признания «геноцида» 1915 года и держать под оккупацией азербайджанские территории. Как это ни парадоксально, но жесткая реакция президента Ильхама Алиева и неприятие азербайджанским обществом возможного открытия турецко-армянской границы, приведшие к перемене позиции официальной Анкары, защитили не только национальные интересы Азербайджана, но и Турции, руководство которой под давлением Запада, кажется, не моргнув глазом готово было отворить границу с Арменией. Стоит отметить, что само понятие национальных интересов Турции с приходом в руководство страны происламских сил претерпевает изменения, суть которых заключается в попытке трансформации национально-тюркских идей, заложенных Ататюрком в основу создания государства, в надэтнические идеи, основанные на исламских ценностях. Официальная Анкара уже получила одобрение Запада на переход турецкого государства с национальных на исламские «идеологические рельсы», поскольку на Западе желают видеть лидером исламского мира более предсказуемую и прозападную Турцию, чем ядерный Иран, антагонистически настроенный к США и Израилю.
Остается прояснить, чего взамен от Турции хочет Запад, в первую очередь США, которые дав «зеленый свет» исламизации турецкого государства, взамен «попросили» официальную Анкару сделать первую услугу в виде нормализации турецко-армянских отношений. Скажем прямо, «неплохое начало» сделал новый американский президент, показав, что он больше всего заботится на Южном Кавказе об Армении, даже если это может пойти во вред американским интересам в нашем регионе. Ведь практически все экономические, транспортно-энергетические и военно-технические проекты США на Южном Кавказе осуществляются в сотрудничестве с Азербайджаном и Грузией, которая, кстати, в случае открытия турецко-армянской границы пострадает больше всех в регионе. Обама, по всей видимости, в тот момент больше думал не о перспективах развития американских интересов, сколько о том, как выполнить обещания, данные армянской диаспоре США, принимавшей участие в финансировании его предвыборной президентской кампании 2008 года. Вместе с тем, проведение нынешних широкомасштабных военных учений НАТО в Грузии показало, что США все-таки не намерены упускать инициативу на Южном Кавказе. К тому же параллельно в Азербайджане стартовали международные военные учения в рамках программы НАТО «Партнерство ради мира», для наблюдения за которыми в Баку прибыл командующий сухопутными войсками США генерал Катер Хемин.
Стоит отметить, что интерес НАТО и США к Южному Кавказу возрос после того, как возникла вероятность потери базы Манас в Киргизии, откуда осуществляется транзит военных грузов для коалиционных войск в Афганистане. Теперь, когда перед Западом стоит план по переброске большей части военного контингента, выводимого из Ирака в Афганистан, важность Южно-Кавказского транспортного коридора возросла в несколько раз. Дело в том, что тяжелое военное оборудование и техническое оснащение можно передвигать или морем или же по суше, но никак не воздухом. Учитывая то, что Иран невозможно использовать для сухопутной переброски из Ирака в Афганистан, остается один путь – через Южный Кавказ. Настаивая на открытии турецко-армянской границы, США хотели подключить Армению к транзитному коридору по переброске войск из Ирака в Афганистан. Более короткий маршрут по американской задумке, должен был выглядеть так: Ирак-Турция-Армения-Азербайджан, далее Каспийским морем в Центральную Азию вплоть до Афганистана. Но принципиальная позиция Азербайджана, не согласного с открытием турецко-армянской, а тем более армяно-азербайджанской границы без возвращения оккупированных районов, внесли коррективы в маршрут Ирак-Афганистан. Об этом говорят начавшиеся совместные учения сухопутных войск НАТО и Азербайджана, на которых будет изучен весь маршрут, по которому пройдут военные грузы в Афганистан. Во время учений будут отработаны совместные действия по обеспечению защиты и повышению эффективности этого транзитного коридора как на территории Азербайджана, так и в соседних Грузии и Турции. То есть фактически Армения, несмотря на свое желание, вновь оказалась вне важного проекта, представляющего большое значение для НАТО и Запада.
Азербайджанским политологам и экспертам еще предстоит внимательно изучить влияние на региональную политику всех этих новых аспектов, а мы пока рассмотрим, как развивались события в Москве, где президент Ильхам Алиев провел встречи со своим российским коллегой, обсудив широкий спектр вопросов двусторонних отношений.
Несомненно, особый интерес представляют темы двусторонних переговоров в Москве, тем более в свете последних событий, связанных с попытками США и Турции переломить геополитическую ситуацию на Южном Кавказе и взять в свои руки инициативу в разрешении Карабахского конфликта. Сам дух и атмосфера, царившая во время переговоров между Алиевым и Медведевым, показали, что несмотря на то, что, как отметил президент Азербайджана: «Болезненных вопросов по-прежнему немало, но прогресс налицо», обе стороны довольны содержательным и плодотворным развитием российско-азербайджанских отношений, строящихся на взаимных интересах. Касаясь Карабахского конфликта, президент Алиев лаконично высказал свое мнение: «Конечно, отсутствие результата не может нас радовать, но тем не менее мы не можем закрывать глаза на то, что существует определенный прогресс в процессе переговоров. Этот прогресс и поддерживает нашу надежду на то, что конфликт будет урегулирован достаточно быстро». Кстати, слово «быстро» было сразу подхвачено армянскими СМИ как некая угроза армянским интересам. Выходит, что затянувшийся на 17 лет переговорный процесс действительно на руку официальному Еревану, поскольку состояние «ни мира, ни войны» является лучшим методом армянской политики и дипломатии, без которого это государство, видимо, просто не мыслит свое существование. Состояние «ни мира, ни войны» и затягивание дипломатических переговоров наряду с открытой агрессией являлись во все времена традиционными атрибутами армянской политической «кухни» по аннексии чужих земель.
Ильхам Алиев в Москве, отвечая на вопросы российских журналистов, еще раз напомнил точку зрения Азербайджана по поводу будущего статуса Нагорного Карабаха: «Одностороннего решения о статусе Нагорного Карабаха быть не может. Азербайджан не видит и никогда не будет участвовать в процессах, которые бы предполагали механизм юридического отделения Нагорного Карабаха от Азербайджана. Это наша однозначная позиция. Нужно устранить результаты конфликта, нужно добиться вывода армянских оккупационных сил с территории, которая расположена вокруг административной границы бывшей Нагорно-Карабахской автономной республики. Но поэтапно»
Если в вопросе урегулирования Карабахского конфликта пока еще есть много вопросов, то в других сферах российско-азербайджанского сотрудничества, к примеру, в энергетической и военно-технической, достигнуты новые договоренности. Что касается темы энергетического сотрудничества, то Азербайджан подтвердил свое желание в рамках проводимой нами диверсификации маршрутов поставок нефтегаза, расширить поставки азербайджанского газа в Россию. Напомним, что наряду с этим президент Азербайджана на прошлой неделе обсудил с президентом Украины, официальными лицами Польши, Литвы и Латвии поставки азербайджанского нефтегаза по маршруту через Грузию и Черное море на европейские рынки. О том, какое из этих направлений может стать приоритетным для Азербайджана, станет известно по итогам предстоящего 22-24 апреля в Болгарии газового саммита, на который приглашены лидеры 28 стран, в том числе Центральной Азии, Кавказа и Евросоюза, а также представители России, США и Ирана.
В сфере военно-технического сотрудничества, как отмечают российские СМИ со ссылкой на официальных представителей госконцерна «Росвооружение», Азербайджан назван одним из приоритетных партнеров. В частности по итогам московских встреч достигнуты договоренности по закупке азербайджанской стороной наступательных видов ракетного вооружения, зенитно-ракетных комплексов (ЗРК), тяжелых артустановок и бронетехники российского производства. Тем самым, как отмечают военные эксперты, Азербайджан сможет восполнить «бреши» в области ПВО и ракетного вооружения, которые образовались после передачи российской стороной Армении нескольких систем ЗРК С-300, «случайно» попавших затем на оккупированные азербайджанские территории, где они сейчас нацелены в нашем направлении. Стоит напомнить, что в ответ Азербайджан начал искать альтернативных российским зарубежных поставщиков для закупки ЗРК, на что ревниво отреагировали чиновники из «Росвооружения». Но, как стало сейчас ясно, в итоге, по всей видимости, Азербайджан, все-таки остановил свой выбор на самом производителе – российском ВПК, который и поставит Азербайджану необходимое военное оснащение.
В целом московские переговоры между президентами Алиевым и Медведевым, несомненно, можно назвать продуктивными, поскольку Россия получила преимущество в вопросе транзитных поставок азербайджанского газа в Европу, которое может быть реализовано в случае скорейшего нахождения формулы урегулирования Карабахского конфликта в рамках суверенитета Азербайджана. Хотя пока еще не ясно, как Россия будет усмирять агрессивные аппетиты Армении, поскольку из уст российских политиков и экспертов можно слышать мнение, что «Кремлю нечем давить на Армению». То есть перед официальной Москвой все еще стоит открытым вопрос, что все-таки важнее для российских интересов - перехватить у Запада инициативу в поставках энергоресурсов из Южного Кавказа и Центральной Азии в Европу (главного внешнеполитического рычага России), или же сохранить свое влияние на Южном Кавказе методом поддержки агрессивной Армении.
Что касается Азербайджана, расширение военно-технического сотрудничества с Россией, несомненно, повысит обороноспособность страны и послужит дополнительному оснащению армии наступательными видами оружия. Вместе с тем, Россия, на фоне попыток Запада посредством Турции перетянуть на свою сторону официальный Ереван, теперь с большим пониманием относится к стремлению Азербайджана путем наращивания военного потенциала оказывать давление на Армению. Российские СМИ не скрывают, что военно-техническая поддержка Азербайджана может стать «холодным душем» для ереванских политиков, которых подобным образом Россия хочет остановить от движения в сторону Запада.
Более ясной станет позиция России по итогам предстоящего на этой неделе визита президента Армении в Москву, когда будет видно для российской политики, «кто на свете всех милее» - форпост Армения или перспективные транспортно-энергетические проекты. Несомненно, что в Баку будут внимательно отслеживать суть и структуру переговоров между Медведевым и Саргсяном.
Ризван Гусейнов