ЕС, Минск и Ашхабад - полная переориентация | 1news.az | Новости
Точка зрения

ЕС, Минск и Ашхабад - полная переориентация

15:59 - 27 / 04 / 2009
ЕС, Минск и Ашхабад - полная переориентация

Нравится это кому-то или не нравится, но президент Белоруссии Александр Лукашенко уже в Европе.

Впервые за последние 14 лет периодической или полной изоляции белорусский батька прибыл с официальным визитом в Ватикан и Италию: 27 апреля он встретился с Папой римским, а вечером того же дня имеет обед и переговоры с президентом Джорджио Наполитано, затем с премьер-министром Сильвио Берлускони. Прием оказался вполне нормальным и совсем не тем, какому мог бы быть подвергнут человек, коего часть Евросоюза считает чуть ли не парией. А США и вовсе называют «последним диктатором Европы».

С Италии, выражаясь модным ныне словечком, начинается «перезагрузка» белорусско-европейских отношений. Через несколько дней после Рима, 7 мая, Лукашенко должен прибыть в Прагу на саммит, где Брюссель официально даст старт своей новой политике «Восточного партнерства». В ее рамках Большая Европа начинает период новых отношений сразу с шестью бывшими советскими республиками: Арменией, Азербайджаном, Белоруссией, Грузией, Молдавией и Украиной. Эта программа должна сделать бывший «советский восток» ближе к Брюсселю, но так, чтобы эта близость не перерастала в членство. Должны улучшиться торговля, поездки, культурные обмены, вырасти финансовая помощь ЕС.

Политика «Восточного партнерства» преследует сразу две цели: а) через укрепление торговых отношений, предоставление помощи и ослабление визовых ограничений покрепче привязать все эти страны к ЕС и вывести из орбиты Москвы и b) через все вышеизложенное охладить их стремление присоединиться к Европейскому Союзу. Потому что против такой «реализации европейских устремлений» сильно возражают Париж, Лондон, Рим и Берлин. В двух словах «Восточное партнерство» - это нечто вроде перманентной помолвки с целью недопущения брака: больно уж сложные репутации и генетика у всех «невест» без исключений.
Прибытию Александра Григорьевича в Европу предшествовало еще одно событие, тоже прямо связанное с переориентацией Брюсселя «на восток». Европейский парламент, за несколько дней до «белорусского посещения» Италии, одобрил, наконец, торговое соглашение ЕС-Туркменистан. Оно весит гораздо больше, чем визит Лукашенко, поскольку связано с газом, но геополитический смысл почти тот же – отвязать что-то от России и привязать это что-то к Брюсселю.

Этот договор лежал под сукном аж с 1998 года! Пылился он в ожидании, когда Туркмения исправится и проявит хоть какую-то видимость демократических устремлений. Пока демократического прорыва в Туркменистане не видно, если не считать демократизацией смерть в конце 2006 года Сапармурата Ниязова. Евродепутаты согласились утвердить договор только после того, как Еврокомиссия пообещала, что «если депутаты потребуют приостановить его действие… комиссия серьезно рассмотрит этот запрос». Это привлекло 469 мандатов голосовать «за» и не убедило голосовать «за» 162 депутата. Правда, уже после голосования представитель ЕС заявил, что депутаты никаким правом вето на одобренное соглашение обладать не будут. Так что его проверки на предмет соответствия уровню прав человека в Туркменистане – это просто милый обман для тех строптивых европарламентариев, которые не могут понять, что чем больше газовых проблем у ЕС, тем крепче должна быть газовая дружба с альтернативными поставщиками. Подвергать Ашхабад остракизму и одновременно ждать от него поддержки сооружения газопровода «Набукко» (без него эту трубу никак не наполнишь до рентабельности) может только европеец со слабым газовым образованием.

После саммита 7 мая во все той же Праге, уже 8 мая, пройдет энергетический саммит ЕС. На нем главным гостем и будет нынешний президент Туркменистана Гурбануглы Бердымухамедов.

«Новое внимание» к бывшим изгоям – часть новой стратегии ЕС. К ее осуществлению, между прочим, уже почти 10 лет призывали многие западноевропейские эксперты. Экономический кризис, укрепление внешнеполитических позиций России, ее решимость твердо отстаивать свои интересы и интересы соседей (что ясно показала «кавказская война») – все это вместе подвигло ЕС к форсированию «перезагрузки».

Настроения по поводу «белорусской переориентации», прибытия Лукашенко в Италию и приглашения его в Прагу внутри самого ЕС, как можно догадаться, полярные. Британия, Скандинавия и вся Прибалтика – резко против: слишком уж от Лукашенко «пахнет Россией» и диктаторством. Рим, Париж, Лондон и Берлин за то, чтобы Лукашенко ангажировать, чтобы как раз Россией отдавало меньше.

Самое любопытное в том, что за вовлечение Минска в диалог в последнее время особо активно выступала Польша. Поляки, совершенно логично, считают, что в Минске говорить кроме как с Лукашенко сейчас просто не с кем. Реальной оппозиции в Белоруссии не существует. Лукашенко удалось в кризисе сохранить страну и ее экономику на таком уровне, на котором такого сохранения и не снилось ни на Украине, ни в Молдавии, ни в Грузии, ни в Армении. А политика изоляции ровным счетом ничего не дала, только продвигала Белоруссию ближе к Москве.

Так что Москве из всех уже произошедших, происходящих и грядущих событий хорошо бы сделать определенные выводы, чтобы потом не удивляться: почему это Минск вдруг начал куда-то отплывать? У Брюсселя, даже несмотря на кризис, есть достаточно пряников, чтобы такой дрейф обеспечить. Особенно сейчас, в период острого финансового голодания.

Андрей Федяшин, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
2311

Последние новости

Все новости

1news TV