Что последует за «дорожной картой»? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Что последует за «дорожной картой»?

10:23 - 29 / 04 / 2009
Что последует за «дорожной картой»?

Дипломатические ведомства Турции и Армении объявили 23 апреля о согласовании двустороннего плана нормализации отношений.

План под названием «Дорожная карта» был сразу же опубликован в печати и стал предметом не только обсуждения, но и серьезной озабоченности в азербайджанском обществе. И это не случайно, так как по предварительной договоренности планируется открытие турецко-армянской границы и восстановление между двумя странами прерванных в 1993 году дипломатических отношений. В целом логика более чем странная. Ведь Турция в свое время прервала дипотношения с Арменией именно из –за Азербайджана, выразив таким образом свой протест в связи с оккупацией Арменией азербайджанских территорий. Более того , турецкие официальные лица неоднократно заявляли, что освобождение оккупированных армянами азербайджанских территорий – важное предварительное условие турецко-армянского сближения . Однако именно этот пункт так и не появился в «дорожной карте». Что же произошло на самом деле?

Судя по всему, экономические проблемы для Армении настолько актуализировались и не терпят отлагательств, что зависимая от импорта страна готова подписать соглашение об установлении дипломатических отношений в любой момент. Что же касается Турции, то стремление к вступлению в Евросоюз настолько велико, что официальная Анкара, видимо, решила пойти «ва–банк» и, обнародовав «дорожную карту», попыталась прощупать таким образом общественное мнение у себя в стране и за ее пределами. Напомним - закрытая граница с соседним государством – всего лишь одно из множества препятствий на пути в Евросоюз. Попыткам Турции присоединиться к этой организации уже 40 лет.

Руководители европейских стран неоднократно говорили о том, что Турции не место в Евросоюзе просто по географическому принципу. С многочисленными политкорректными оговорками Николя Саркози, Ангела Меркель и другие главы государств заявляли, что готовы сотрудничать с Анкарой по различным направлениям, но принимать в Евросоюз, как охарактеризовал Турцию президент Франции, «азиатскую страну», не хотят. К тому же, для отказа достаточно предлогов: Турция не демонстрирует готовности принять общеевропейские ценности и идет лишь на небольшие уступки.
Серьезным препятствием на пути в Евросоюз для Турции является проблема Северного Кипра.

Во-первых, Турция отказывается признать независимость Республики Кипр (Южный), но является единственным государством, признавшим Северный Кипр. Известно, что там размещены турецкие вооруженные силы, спасшие в свое время турок-киприотов от полного уничтожения. Однако страны Евросоюза считают Северный Кипр территорией, оккупированной иностранными войсками. Кстати, когда в 2004 году Республика Кипр вступила в Евросоюз, она получила в Европарламенте шесть мест – в соответствии с численностью населения всего острова. В то же время, льготы ЕС не распространяются на территорию Северного Кипра. И это полностью противоречит логике, так как руководство Северного Кипра с самого начала было согласно с планом Кофи Аннана, отвергнутым именно на юге.

Во-вторых, недовольство международного сообщества вызывают внутриполитические процессы в сегодняшней Турции. Несмотря на то, что турецкий президент Абдулла Гюль всячески подчеркивает приверженность принципам светского государства, его воспринимают как убежденного, пусть и умеренного исламиста. Президент был воспитан в семье традиционалистов, а его супруга никогда не показывается на публике без платка. Серьезные протесты вызвали со стороны представителей турецкой интеллигенции инициативы правящей Партии справедливости и развития снять запрет на ношение платка в турецких университетах, ограничить потребление и продажу спиртных напитков, запретить рекламу открытых купальников и белья.

Масла в огонь подливают и аресты видных общественных деятелей – отставных генералов, университетских преподавателей, журналистов. Все они подозреваются в подготовке заговора против власти. С начала 2007 года было официально объявлено более чем о 200 задержанных Европейцев все это наводит на мысль о замаскированной борьбе с оппозицией.

И, наконец, категорический отказ Турции признавать так называемый «геноцид армян» сам по себе является серьезным поводом, чтобы не пускать государство в Евросоюз. Но и здесь необходимо оговориться. Формально признание геноцида не входит в Копенгагенские критерии, которым государство должно соответствовать для вступления в ЕС, хотя во Франции, например, отрицание геноцида является уголовным преступлением.

Тем не менее, за вступление Турции в Евросоюз выступают Соединенные Штаты Америки, для которых Турция является важным союзником и стратегическим партнером по НАТО. По всей видимости, американские лидеры не оставляют надежд, что сделают Турцию более сговорчивой, приблизив ее к заветной цели. Может быть, поэтому официальный Вашингтон не торопится признавать события 1915 года геноцидом, хотя отдельные штаты это уже сделали. Накануне визита Барака Обамы в Анкару в начале апреля в Турции даже началось вещание радио на армянском языке. А до этого появилось и курдское радио.

Сам Барак Обама говорил о готовности признать геноцид армян еще в 2006 году и призвал Турцию сделать то же самое на государственном уровне. Но тогда Обама был сенатором от штата Иллинойс, пусть и с президентскими амбициями. Сейчас ему приходится быть гораздо осторожнее в выражениях. Кстати, 24 апреля президент США так и не произнес это слово, вызвав волну недовольства армянского населения, проживающего в США. Видимо, не последнюю роль в этом сыграла его последняя поездка в Турцию и некоторые заверения, данные Анкарой о смягчении отношений с Арменией.

Что касается Евросоюза, то там особого внимания на мнение США по вопросу вступления Турции не обращают. Более того, некоторые депутаты Европарламента даже предложили Америке принять Турцию в США, но не вмешиваться в европейские дела.

Именно на этом фоне происходит турецко-армянское сближение, завершившееся подписанием «дорожной карты». Таким образом, во что бы ни вылился план нормализации взаимоотношений Анкары и Еревана, к вступлению в ЕС Турция приблизится лишь номинально. Открыв границы и установив дипотношения с Арменией, не поставив перед ней жесткие условия, Турция не решит ни одну из существующих проблем, тем самым еще более усугубив свое положение. Остается надеяться, что «дорожная карта» – всего лишь «пробный шар», за которым последуют серьезные и взвешенные шаги турецкой дипломатии, учитывающей в том числе и интересы Азербайджана.

Фикрет Садыхов, политолог

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
7763

Последние новости

Все новости

1news TV