Настало время, когда официальный Баку должен получить четкий ответ от Анкары | 1news.az | Новости
Точка зрения

Настало время, когда официальный Баку должен получить четкий ответ от Анкары

20:32 - 30 / 04 / 2009
Настало время, когда официальный Баку должен получить четкий ответ от Анкары

На прошлой неделе между Турцией и Арменией была подписана «дорожная карта» по нормализации отношений между этими двумя странами.

Турецкие СМИ обнародовали пункты этого документа:

1) Армения обязуется признать Карсское соглашение, подписанное между Турцией и бывшим СССР в 1921 году;
2) должна быть создана комиссия историков, которая будет расследовать утверждаемый армянами факт «геноцида», к комиссии могут присоединиться также третьи страны;
3) границы между двумя странами откроются и будут подписаны соответствующие соглашения о начале торговли;
4) после того как послы Армении и Турции в Грузии будут аккредитованы в Анкаре и Ереване, начнется установление дипломатических связей;
5) вопросы в «дорожной карте», требующие утверждения законодательного органа, должны пройти обсуждение в парламенте.

Подробности плана по урегулированию стороны не разглашают. Единственная принципиальная деталь, о которой сразу же заявили главы МИД Армении и Турции, – это вопрос о судьбе Нагорного Карабаха: эта тема не включена в условия нормализации отношений между Турцией и Арменией.

Поскольку ни Анкара, ни Ереван не хотят рассказывать о шагах, предписанных рамочным соглашением, единственным источником информации служат «утечки», которые удалось раздобыть журналистам. По данным турецкого издания Today's Zaman, в качестве первого шага к улучшению отношений Анкара просит Ереван разрешить азербайджанцам, покинувшим пять окружающих Нагорный Карабах районов, вернуться на былые места проживания. Если Армения пойдет навстречу азербайджанским беженцам, то в первый период Турция будет открывать границу раз в месяц, затем – два раза в месяц. С момента, когда отношения между Арменией и Турцией наладятся и в регионе утвердится атмосфера безопасности, граница станет открытой. По данным других источников, «дорожная карта» предполагает в начальном этапе освобождение пяти оккупированных районов Азербайджана вокруг Нагорного Карабаха, открытие границ между Турцией и Арменией, открытие коммуникаций между Азербайджаном и Арменией. А обсуждение статуса Карабаха откладывается на неопределенное время.

«Мы не были проинформированы о переговорах между Турцией и Арменией», - сказал депутат азербайджанского парламента Асим Моллазаде. Переговорам был дан новый импульс после исторического визита президента Турции Абдуллы Гюля в Ереван в сентябре прошлого года. «Мы узнали об этом от других», - добавил Моллазаде, лидер оппозиционной Партии демократических реформ.

Отсутствие доверия нельзя назвать новым фактором в отношениях. Когда к власти пришла Партия справедливости и развития (АКР), Баку первоначально не проявил доверия к новой партии. «В отношении АКР были опасения. Баку не был уверен, что тюркский мир будет в числе главных пунктов программы АКР. Было подозрение, что АКР сделает своими приоритетами другие вопросы в ущерб Азербайджану», - говорит один иностранный наблюдатель, попросивший не называть его имя.

Хотя недавние заявления премьер-министра Эрдогана и президента Гюля сняли опасения администрации Алиева. Но тот факт, что в состав турецкой парламентской группы, посетившей Баку на прошлой неделе, не входили депутаты от АКР, не остался незамеченным. «Отношения с Азербайджаном должны быть межпартийным вопросом. Они не должны стать жертвой споров между правительством и оппозицией», - заявил Моллазаде газете Hurriyet Daily News сразу после встречи с делегацией.

Находившийся несколько дней с рабочим визитом в Бельгии президент Азербайджана Ильхам Алиев, касаясь открытия границ между Турцией и Арменией, сказал, что позиция Азербайджана остается неизменной. «Мы считаем данный вопрос суверенным правом этих стран», - сказал президент Алиев. Вместе с тем он напомнил, что турецко-армянская граница была закрыта в 1993 году Анкарой в связи с оккупацией азербайджанских территорий, и эта оккупация продолжается. При этом президент Алиев повторил свое предыдущее заявление, что Азербайджан оставляет за собой право адекватно реагировать на возможные геополитические перемены в регионе. «Сейчас нам поступает разная информация. Согласно одним источникам, открытие турецко-армянской границы будет связано с карабахским конфликтом. По другим, открытие границ никак не связано с конфликтом. Думаю, настало время получить четкий ответ и знать, какова реальная ситуация», - сказал Ильхам Алиев.

Дело в том, что достигнутые соглашения между Анкарой и Ереваном привели, как и следовало ожидать, к охлаждению отношений между Турцией и Азербайджаном, что вполне естественно. Действительно, Анкара в течение 16 лет поддерживала позицию Азербайджана и занимала жесткую позицию в урегулировании карабахского конфликта. В ходе процесса нормализации турецко-армянских отношений официальная Анкара неоднократно заявляла и, скорее всего, будет продолжать декларировать о том, что урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха является чуть ли не первостепенной задачей в этих переговорах. Теперь же Азербайджан стал свидетелем серьезной трансформации во взглядах Турции в этом вопросе. Оказалось, что ситуация вокруг Нагорного Карабаха больше не является проблемой в отношениях между Анкарой и Ереваном. Более того, в ходе переговоров карабахский вопрос вообще был отделен от армяно-турецких отношений.

Достаточно примечательным выглядит с этой точки зрения, отношение официального Еревана. Говоря о проблеме, президент Серж Саркисян отметил, что в последнее время часто используется тезис о том, что, мол, армяно-турецкие отношения обусловлены армяно-азербайджанскими отношениями, или что уступки в вопросе Карабаха являются условием их нормализации. «В наших отношениях с турками никогда не затрагивалась тема Нагорного Карабаха. Улучшение армяно-турецких отношений может иметь положительное влияние на урегулирование карабахской проблемы, но не может быть условием»,- заявил президент Армении.
Стоит отметить, что все начало апреля внимание азербайджанской, турецкой, да и армянской общественности было приковано к сообщениям о возможном открытии границ между Арменией и Турцией. Дело дошло до того, что в Азербайджане и Турции начались акции протеста против действий официальной Анкары, направленных на сближение с Ереваном, оккупировавшим 20% азербайджанских территорий.

Как знак протеста многие аналитики и СМИ расценили также неучастие президента Азербайджана Ильхама Алиева в представительной международной конференции «Альянс цивилизаций», которая прошла 3 апреля в Стамбуле. Этот факт привлек к себе внимание еще и потому, что данная конференция предоставляла возможность обсудить проблемы региона с присутствовавшим на форуме новым президентом США Бараком Обамой. И действительно, на эту конференцию Ильхам Алиев приглашался настойчиво. Когда усилия Абдуллы Гюля и Эрдогана оказались безрезультатными, госсекретарь США Хиллари Клинтон позвонила в Баку, сказав, что была бы очень признательна за двустороннюю встречу между президентами Азербайджана и США в период официального визита последнего в Турцию. Однако азербайджанский президент не изменил своего решения.

Да, еще несколько лет назад нельзя было представить ситуацию, что официальная Анкара пойдет на разблокирование границы с Арменией, которую в одностороннем порядке закрыла в 1993 году в знак солидарности с Азербайджаном. В корне попыток нынешней политической элиты Турции в лице партии АКР нормализовать отношения с Арменией стоит ряд внешних и внутренних факторов. Высокая вероятность признания новой администрацией США «геноцида армян», напряженность а турецко-израильских отношениях вынуждает Анкару идти на сближение с Ереваном. Многие годы попытки признания «геноцида армян» в США предотвращались при содействии мощного еврейского лобби Америки. Однако словесная дуэль между премьер-министром Турции и президентом Израиля в Давосе бросила густую тень на турецко-израильские отношения, поэтому теперь под вопросом – окажет ли в этом году еврейское лобби помощь Турции в предотвращении признания «геноцида армян» в Конгрессе. И хотя влиятельное еврейское лобби в Соединенных Штатах довольно негативно расценило демарш турецкого премьера, достаточно очевидно, что Турция, являющаяся членом НАТО и одним из ближайших стратегических союзников США, куда более привлекательный для Запада, да и для самого Израиля претендент на всеисламское лидерство, нежели Иран. Что же касается еврейского лобби, которое угрожает в ответ на действия Анкары посодействовать прохождению в Конгрессе США резолюции о так называемом «геноциде армян», то этот момент, вероятно, учтен турецким правительством. Нельзя не заметить, что Анкара решилась на демонстративное осуждение политики Тель-Авива в тот момент, когда замаячила перспектива налаживания отношений с Арменией. По всей видимости, расчет Анкары строится на том, что администрация Барака Обамы, включившего признание «геноцида» в перечень своих предвыборных обещаний, не решится на подобный шаг, способный на корню подрубить начавшийся процесс столь ожидаемой на Западе нормализации армяно-турецких отношений.

Это факт, что внешняя политика Турции по отношению к Армении всегда основывалась на треугольнике Анкара-Баку-Ереван, при этом Еревану ставились три основных условия: отказ от территориальных претензий к Турции, отказ от претензий на «геноцид», якобы совершенный в Турции против армян в 1915 году, безоговорочное освобождение оккупированных территорий Азербайджана. В последние 20 лет Турция считала выполнение этих условий нормализации отношений с Армении важным и даже в самые трудные времена не отказывалась от них.

Однако теперь официальная Анкара по вышеуказанным причинам вынуждена изменить этот внешнеполитический курс и отвести интересы Азербайджана на задний план. Для того, чтобы избежать в этом году признания «геноцида армян», Турция отказалась от интересов Азербайджана. Чем она пожертвует в следующий раз? В корне сегодняшней напряженности в азербайджанском обществе находится принесение Турцией интересов Азербайджана в жертву своей безуспешной внешней политике.

Дело в том, что достигнутые соглашения между Анкарой и Ереваном привели, как и следовало ожидать, к охлаждению отношений между Турцией и Азербайджаном, что вполне естественно. Действительно, Анкара поддерживала позицию Азербайджана и занимала жесткую позицию в урегулировании карабахского конфликта. В ходе процесса нормализации турецко-армянских отношений официальная Анкара неоднократно заявляла и, скорее всего, будет продолжать декларировать о том, что урегулирование конфликта вокруг Нагорного Карабаха является чуть ли не первостепенной задачей в этих переговорах. Теперь же Азербайджан стал свидетелем серьезной трансформации во взглядах Турции в этом вопросе. Оказалось, что ситуация вокруг Нагорного Карабаха больше не является проблемой в отношениях между Анкарой и Ереваном. Более того, в ходе переговоров карабахский вопрос вообще был отделен от армяно-турецких отношений.То есть Турция пошла на шаг, при котором вопрос открытия турецкой границы от карабахской проблемы был отделен, а Армения получила экономические и политические выгоды от отношений с Турцией без каких-либо уступок Азербайджану. А на проблему «положительного влияния на урегулирование карабахской проблемы» у Азербайджана и Армении противоположные взгляды. Исходя из неоднократных заявлений официального Еревана по данной проблеме, нетрудно догадаться, что под словом «положительно» Баку, безусловно, подразумевает совсем другое понятие.

В Армении также считают, что, установив тесные контакты с Анкарой, Ереван способствует ослаблению сложившегося формата взаимоотношений между Турцией и Азербайджаном, что, в свою очередь, станет началом конца односторонней поддержки Анкарой Баку. Таким образом, возникнет ситуация, при которой появляется возможность быстрее урегулировать взаимоотношения Азербайджана и Армении. То есть "положительно" по-армянски: ситуация вокруг Нагорного Карабаха не меняется, а по прошествии многих лет Азербайджан смирится с потерей своих территорий. Так, во всяком случае, считают в Ереване.

В то же время президент Саргсян вновь подтвердил неизменность позиции Армении относительно неприемлемости каких бы то ни было предусловий для нормализации отношений с Турцией, подчеркнув при этом, что, если говорить языком «футбольной дипломатии», находящийся на турецком поле «мяч не может долго находиться на одном поле». При этом он не исключил вероятности того, что турки изменят свою позицию в этом вопросе, однако выразил уверенность в том, что «мы даже в этих условиях выйдем из этого процесса еще более сильными».

Решительным сторонником нормализации отношений между Ереваном и Анкарой является также президент США Барак Обама, который на встрече с главами МИД Армении, Турции и Швейцарии в рамках прошедшего на прошлой неделе в Стамбуле форума «Альянс Цивилизаций» призвал Ереван и Анкару к интенсивным переговорам и к достижению полного и скорейшего согласия. При этом американский президент добавил, что следит за проводимыми переговорами, «которые в ближайшее время могут принести свои плоды».

Однако в самой Турции нет единой позиции относительно нормализации отношений с Армении. Стоит подчеркнуть, что в Турции, в отличии от Армении, против налаживания отношений выступают не только представители государственного аппарата, но и националисты и некоторые религиозные круги, представленные преимущественно этническими азербайджанцами.

Не менее ощутимо вырисовываются также перспективы открытия армяно-турецкой границы. Серж Саргсян с достаточной долей оптимизма заявил армянским журналистам, что, направляясь в Турцию для просмотра ответного футбольного матча с Арменией осенью 2009 года, он либо пересечет уже открытую границу, либо «мы будем находиться в преддверии этого». Активные обсуждения по теме армяно-турецкой границы развернулись не только в экспертной среде, но и на высоком международном уровне.

Итак, из всего вышеизложенного следует, что, во-первых, армяно-турецкие переговоры действительно находятся на завершающей стадии, и, во-вторых, эти переговоры, несмотря на существенные препятствия, все же не оказались непреодолимыми. Откроется граница или нет, но вопросы, связанные с территориальными притязаниями, историческими экскурсами, предрассудками международной общественности и усилением ненависти к Турции, останутся. И, наконец, турецкие официальные лица уже в открытую заявляют, что турецко-армянские и азербайджано-армянские отношения нужно рассматривать отдельно. Иначе как относиться к заявлению Бабаджана о том, что «турецко-армянские отношения на пути к улучшению, в то время как проблемы, существующие между Арменией и Азербайджаном, намного серьезнее армяно-турецких проблем». Дело в том, что министр иностранных дел Турции недавно заявлял, что «вопросы «геноцида», территориальных претензий и Нагорно-Карабахского конфликта будут решаться в комплексном формате. Они неотрывны друг от друга». Теперь же следует, что, оказывается, без какого-либо комплексного формата и, самое главное, в отрыве друг от друга, армяно-турецкие «отношения» все же смогли нормализоваться.

Не смотря на подписание «дорожной карты», официальная доктрина армянского государства в вопросе геноцида непоколебима. Как заявил президент Армении, признание «геноцида армян» обусловлено императивом  справедливости. Армянский лидер сказал, что если США посчитают, что сегодня признание геноцида может стать фактором, который воспрепятствует организации новых геноцидов и поможет в борьбе с терроризмом и другими преступлениями, «в этом случае Соединенные Штаты это сделают».

Сам Барак Обама говорил о готовности признать "геноцид армян"еще в 2006 году и призвал Турцию сделать то же самое на государственном уровне. Но тогда Обама был сенатором от штата Иллинойс, пусть и с президентскими амбициями. Сейчас ему приходится быть гораздо осторожнее в выражениях. Кстати, 24 апреля президент США так и не произнес это слово, вызвав волну недовольства армянского населения, проживающего в США. Видимо, не последнюю роль в этом сыграла его последняя поездка в Турцию и некоторые заверения, данные Анкарой о смягчении отношений с Арменией.

Здесь стоит вспомнить эмоциональное, а иногда слишком популистское поведение турецкого премьера во время действий Израиля в ходе антитеррористической операции «Литой свинец» (направленной на предотвращение ракетных обстрелов Израиля из сектора Газа) которые были восприняты в Турции крайне отрицательно. Так, премьер-министр Турции Эрдоган использовал исключительно резкие слова, чтобы охарактеризовать военную операцию Израиля в секторе Газа. Однако данными критическими замечаниями турецкий глава правительства не ограничился, заявив позже, что страна, которая не выполняет резолюции Совбеза ООН, должна быть изгнана из организации. Возникает вопрос: почему премьер-министр Эрдоган данные слова не высказал об Армении, оккупировавшей 20% территрории Азербайджана и не выполняющей 4 резолюции Совета Безопасности ООН, принятые в 1993 году и требующие от Армении немедленно покинуть оккупированные азербайджанские территории. А сегодня умеренно исламский режим Эрдогана готов разблокировать свою границу с государством-агрессором, оккупировавшим 20% территории братского Азербайджана и изгнавшего 1 миллион азербайджанцев с собственной земли. Вот как здесь не вспомнить великие слова лорда Пальмерстона (главу МИД, а впоследствии премьер-министра Великобритании в середине XIX века): «У нас нет ни постоянных врагов, ни постоянных друзей, у нас есть только постоянные интересы». К сожалению, это сегодня жестокая реальность международных отношений и мы это должны понимать.

Арье Гут, собкор 1news.az в Израиле

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
3063

Последние новости

Все новости

1news TV