США-Россия: перезагружают, не покладая рук
Похоже, что перезагрузка в отношениях между Россией и США, о которой в американской администрации начали говорить еще в феврале и «запустили» в марте, завершится в первую неделю июля.
Сергей Лавров и госсекретарь Хиллари Клинтон провели в Вашингтоне переговоры, на которых готовилась первая встреча в верхах президентов Медведева и Обамы. Если верить американским источникам, то московская встреча пройдет до саммита G-8 в Италии.
Этот саммит назначен на 8-10 июля. А это значит, что Барак Обама может побывать в Москве за день-два до поездки на Аппенины, чтобы лишний раз «не гонять» президентский самолет и одним махом покрыть как можно больше точек в Европе.
О том, что к саммиту развернулась уже самая серьезная подготовка, говорит тот простой факт, что Сергей Лавров перед встречей с Клинтон был приглашен в Белый дом и беседовал с Обамой.
Подобного рода встречи (президента с министром) не такая уж протокольная редкость. Они случаются обычно либо в периоды острых кризисов, либо в периоды возможных подъемов. Поскольку острых кризисов в наших отношениях сейчас нет, то речь идет о втором. Даже разногласия по Грузии Лавров и Клинтон договорились «отодвинуть с пути», чтобы более важные вопросы «не становились их заложниками». Михаилу Саакашвили наверняка было тяжело слышать такой откровенный намек на полное переосмысление Вашингтоном значимости его «грузинского протеже».
И Обама, и Клинтон, и Лавров в своих оценках возможности оздоровления российско-американских отношений давали оптимистические оценки. Хотя ясно, что разногласия сохраняются и торги «за уступки и требования» еще только начинаются. Но это уже лучше, чем при Буше. При Буше, как ярко выразился бывший госсекретарь США Джордж Шульц, многие вопросы, особенно из области контроля над вооружениями, «просто упали со стола». Теперь их на этот стол снова кладут, снова систематизируют последовательность тем для обсуждения, отделяют спорные вопросы от вопросов, обсуждение которых нежелательно и их лучше отложить на потом. В общем, готовят все для того, чтобы оба президента в Москве нажали ту самую кнопку с модным, образным и очень подходящим названием «перезагрузка» и, как еще лучше выразился Сергей Лавров, избавились от «токсичных авуаров» прошлого.
Подобного рода фильтрация «зерен от плевел» - обычное дело при подготовке саммитов. Необычно то, что сейчас на их успех работает сразу несколько факторов, и первый и, пожалуй, самый главный – «молодость» обоих президентов. И Медведеву, и Обаме нужны успехи под «первый срок». А поскольку обещано было уже очень много, то такой результат, собственно, неизбежен. И первый кандидат на результативность – сокращение стратегических наступательных вооружений, или подписание нового договора взамен СНВ-1. О нем так много писалось, что нет нужды еще раз объяснять его суть. Можно лишь сказать, что стороны готовятся сократить число своих стратегических ядерных зарядов вдвое (до 1 тысячи или около этого). Показательно, что уже через день после встречи Лаврова, Обамы и Клинтон с явно приподнятым настроением давала интервью американским газетам замгоссекретаря США, главный американский переговорщик по сокращению стратегического оружия Роуз Готтмоллер (Rose Gottmoeller). Она считает, что переговоры по сокращению стратегического оружия помогут вообще укрепить режим доверия, а сокращение арсеналов США и России (а это, как-никак 90% от всего ядерного оружия в мире) может, наконец, подвигнуть и другие страны либо прекратить свои работы по созданию собственного ядерного оружия, либо подписать Договор о нераспространении. Несколько лет, кстати сказать, Готтмоллер провела в Москве, исследуя проблему сокращения вооружений. Она как никто другой осведомлена о российском подходе к решению проблемы.
Обаму подталкивают к «новой сделке» с Москвой», укреплению режима нераспространения и ратификации Договора о всеобъемлющем испытании ядерного оружия (США подписали его, но до сих пор не ратифицировали) и дома. За это выступают уже упоминавшийся Джордж Шульц и всем хорошо известный Генри Киссинджер.
Сказать, что новый договор по СНВ у нас уже в кармане, было бы несколько легкомысленно. Это в лучшем случае. Над ним надо еще поработать. Кстати, когда Лавров встречался с Обамой, в Нью-Йорке на свою вторую (после римской апрельской) встречу собрались эксперты российской и американской делегаций по пересмотру договора СНВ-1. Полномасштабные переговоры должны начаться 18 мая в Москве. Так что работа над новым соглашением явно идет форсированными темпами.
Если учесть, что США по части стратегического паритета обошли Россию (модернизация ядерного оружия, укрепление системы ПРО страны), то вполне ясно, что им спешить с сокращениями не резон, и они за «свои» сокращения будут требовать чего-то взамен.
Области болезненного соприкосновения интересов более или менее известны: санкции против Ирана и Северной Кореи, система ПРО в Польше и Чехии, энергетическая политика Москвы, Кавказ.
Наивно было бы ожидать, что Обама приедет в Москву, и сразу проведет вместе с Медведевым торжественную церемонию «перезагрузки». Глюки будут, проблем-то все-таки много. По большому счету сейчас для США и России главное определиться, в состоянии ли они держать под контролем «проблемные зоны», чтобы из них не дай бог не выплеснулись разногласия и не залили весь стол. Похоже, что с Обамой это возможно.
Андрей Федяшин, политический обозреватель
Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА Новости
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора