Сможет ли Обама ужать рамки Ближневосточного конфликта? | 1news.az | Новости
Точка зрения

Сможет ли Обама ужать рамки Ближневосточного конфликта?

17:05 - 18 / 05 / 2009
Сможет ли Обама ужать рамки Ближневосточного конфликта?

Когда новые американские президенты встречаются с новыми израильскими премьерами, неизменно происходит одно и то же. Им обоим либо дают «исторический шанс» сдвинуть процесс ближневосточного урегулирования с мертвой точки («вывести из тупика», «начать с начала» - вариаций много), либо ждут, что они этот шанс упустят.

От «нового американца» в этой связи всегда ждут (очень редко бывает иное), что он надавит на «нового израильтянина» так, что принудит того к компромиссам с арабами - и процесс пойдет. А если давление не поможет, то Тель-Авиву стоит рассчитывать только на «холод». Лично я не припомню ничего иного по смыслу, хотя нюансы бывают разные.

Первый визит нового израильского премьера Биньямина Нетаньяху в Вашингтон и его встреча с новым президентом США Бараком Обамой 18 мая - точно из этого ряда. Все составляющие – налицо. Даже повторы типа заявлений, что еще никогда между США и Израилем не было таких разногласий, как сейчас. И не было такого президента, который, имея такую популярность, имел бы такие возможности перековать на Ближнем Востоке все, что там еще не перековано на орала.

Но это не совсем так. Вернее, совсем не так. В 1996-м тот же самый Биньямин Нетаньяху, через некоторое время после своего первого избрания на пост премьера, был в Вашингтоне, встречался с президентом Клинтоном, и разногласий тогда было не меньше.

Между прочим, с тех пор, как было провозглашено в 1948-м году государство Израиль, 12 американских президентов встречались с 13-ю израильскими премьерами. За это время были подписаны кемп-дэвидские соглашения; начат в 1993-м процесс Осло (поэтапное урегулирование в Палестине с созданием органов самоуправления); была масса конференций (почти все – провальные); израильский премьер Моше Даян и египетский президент Анвар Садат при Джимми Картере получили Нобелевские премии мира; была создана Палестинская автономия, и т.д. и т.п. Но мира в регионе как не было, так и нет. И его не видно.

Самое интересное в том, что наверняка мы и после встречи Нетаньяху с Обамой не сможем узнать более или менее точно: как же все-таки намерен Обама подходить к урегулированию ближневосточного конфликта. И насколько сильно он готов давить на Нетаньяху? Общие направления мысли администрации известны – образование в регионе двух государств, но инструменты и механика строительства не совсем понятны. Обама, между прочим, так еще и не разъяснил конкретных основ своей ближневосточной политики. Ее наполнение – большая загадка. Слишком уж много сейчас оказалось связано в ближневосточный узел. Обаме приходится одновременно решать проблему израильско-палестинского урегулирования, израильских поселений на оккупированных территориях, иранскую ядерную проблему, проблему антагонизации арабских (мусульманских) государств. Такого при Клинтоне не было, а при Буше все это было запущено до невообразимости.

Позиция крайне правого Нетаньяху более или менее известна – он против создания независимого палестинского государства, и не намерен сворачивать строительство новых израильских поселений на оккупированных территориях (а не то что ликвидировать уже существующие).

С позицией Обамы труднее. Даже мягко очерченные до выборов проарабские или пропалестинские симпатии американских президентов всегда трансформируются в нечто мало на них похожее после инаугурации. Ничего из ряда вон выходящего в этом нет: еще ни один американский президент не миновал такой метаморфозы от лозунгов к трудным политическим будням. Да и пресловутого произраильского лобби в США, как бы примитивно это не звучало, никто вовсе не отменял, а это - большие деньги, СМИ и, в конечном счете, рейтинг, популярность и исход будущих выборов. Но примитизировать произраильское лобби до чего-то в высшей степени зловещего было бы в высшей степени глупо. Зловещности в нем не больше, чем в проарабском лобби в США, которое в последние лет 10 очень даже сильно «подросло».

США особо настаивают на быстром возобновлении израильско-палестинских переговоров по мирному урегулированию и, если верить в то, что утверждали до сих пор представители администрации, будут «дожимать» Нетаньяху. Вся проблема в двусторонних палестино-израильских переговорах, каким бы разумным и логичным шагом они не казались, как раз и состояла и состоит в их безнадежной двусторонности. При Буше в них отсутствовала самая главная составляющая, третья сторона – США. Хочет кто-то этого или нет, но без США любые урегулирования на Ближнем Востоке невозможны априори. Палестинцы, арабы и израильтяне могут сколько угодно консультироваться с Россией, Британией, Францией, Европейским Союзом, но, в конечном счете, все это останется в области дипломатических упражнений, обернутых в красивые, но малозначимые заявления.

Обама, судя по всему, намерен активно присутствовать «в двусторонних переговорах».

Но самое главное даже не в этом. В Вашингтоне еще до визита Нетаньяху ходили упорные слухи о том, что Обама склоняется к поддержке Арабской мирной инициативы 2002 года. Тогда 57 арабских и мусульманских стран предложили нормализовать свои отношения с Израилем в обмен на освобождение последним земель, захваченных после шестидневной войны 1967-го года.

Администрация Буша это предложение проигнорировала. Вся проблема с ним в том, что (в предложенном в 2002-м виде) Израилю придется освободить множество земель, на которые должны вернуться сотни тысяч палестинцев. Ни один израильский премьер на это не пойдет. Судя по некоторой информации, Белый дом сейчас усиленно работает вместе с арабскими странами над модернизацией этого предложения. Какие точно «послабления» будут сделаны, какие приемлемые для Израиля условия добавлены, сказать не берется никто. Наверняка об этом станет известно, когда Обама поедет с визитом в Египет и 26 мая выступит в Каире с программной речью, где будет изложено его новое видение путей урегулирования ближневосточного конфликта.

Если пройдет видоизмененный и одобренный вариант всеарабского мирного предложения, то это действительно может значительно продвинуть вперед проблему урегулирования арабо-израильского конфликта. Полного мира ожидать, конечно, не стоит. Но признание Израиля сразу 57 мусульманскими государствами было бы действительно историческим. Арабо-израильский конфликт может быть тогда сужен действительно до размеров израильско-палестинского мира. Для Ближнего Востока это будет колоссальным шагом вперед. И зависит все теперь только от Обамы.

Андрей Федяшин, политический обозреватель

Публикуется в рамках сотрудничества 1news.az и РИА-Новости

Мнение автора может не совпадать с позиций редакции

Редакция не несет ответственности за позицию автора

Поделиться:
2101

Последние новости

Все новости

1news TV