Джавид Гусейнов: «Аналитики США считают, что к середине 21-го века Турция наряду с Японией и Мексикой станет лидирующей державой мира»
Эксклюзивное интервью 1news.az с доктором наук, президентом Азербайджано-Американского Совета (США) Джавидом Гусейновым
- Насколько конференция «Тюркский мир» оправдала ваши ожидания, можно ли считать мероприятие успешно прошедшим?
- Несомненно, конференция стала нашим общим успехом. Во-первых, это первое общественно-просветительское мероприятие, посвященное тюркскому миру в США. Во-вторых, впервые инициатива азербайджанских диаспорских организаций не просто принимается, но и частично спонсируется со стороны всемирно известного Колумбийского университета. Последний факт значительно повышает профиль инициаторов, Азербайджано-Американского Совета (AAC) и Азербайджанского Общества Америки (ASA), и создает прочную основу для будущих мероприятий. Учитывая, что конференция такого уровня прошла сугубо при усилиях диаспорских организаций в США и университета, без какой-либо поддержки извне, создает большие надежды в построении влиятельной диаспоры.
Наконец, в-третьих, факт того, что помимо Азербайджана и Турции в конференции с большим интересом приняли участие и выступили с докладами представители различных тюркских народов, в частности представители Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, месхетинской и татарской диаспор, указывает на все еще прочную идеологическую основу тюркской солидарности.
- Какие вопросы вызывали при обсуждениях наиболее сильный интерес у участников, скажем так - что больше всего волновало собравшихся ученых и специалистов на конференции «Тюркский мир»?
- Выступления и дискуссии на конференции прошли в заранее объявленном формате: тюркская идентичность (языковые и исторические корни), общие энергетические и геополитические интересы, развитие общества и тюркской диаспоры. Наибольший интерес был проявлен к выработке концепции общетюркского языка, отмеченной в выступлении профессора Юлая Шамильоглу из Висконсинского университета, а также к вопросам сотрудничества тюркских государств, в вопросах транспортировки энергоресурсов на международные рынки.
Для меня лично особо интересным стало выступление представительницы Казахстана и докторантки Рутгерского университета Ассель Рустемовой, которая провела глубокий анализ и сравнительное сопоставление систем государственного и общественного управления в Казахстане и Узбекистане.
- Что нового для себя открыли вы после конференции, и какие новые планы намечены на будущее?
- Ну, во-первых, данное мероприятие показало, что концепция тюркской солидарности может быть разработана не просто в духе эмоционального панибратства или этнонационализма, а в духе более осмысленного сотрудничества с учетом взаимных интересов и общности. При этом в вопросе тюркской общности большее внимание нужно уделять именно общеязыковой составной.
Кстати, недавно в поисках материала на эту тему я натолкнулся на интересный научный доклад, подготовленный специалистами из университетов Германии и Болгарии - Эрхарта Хинриха, Дейла Гердмана и Джона Нербона под заголовком «Измерение лингвистической общности и разнообразия в Европе». Согласно авторам, «тогда как культурное богатство общества познается в разнообразии культур составляющих его народностей, групповая идентичность укрепляется единством языка, даже несмотря на внутренние различия в культуре». Таким образом, концепция языковой общности остается приоритетной в вопросе интеграции Европы.
В действительности же наиболее отчетливым примером подобной успешной общности являются Соединенные Штаты Америки, полиэтническое и многоконфессиональное общество, объединенное единым английским языком, посредством которого реализуются общие интересы различных представителей американского общества. Разработка именно такого подхода в контексте тюркской солидарности является, несомненно, интересным направлением проекта «Pax Turcica», который в ближайшее время станет официальной организацией - фондом в США.
- Не секрет что в мире наиболее весомую роль после Второй Мировой войны играет Совбез ООН, куда входят Великобритания, США, Франция, Китай и Россия. В этом важнейшем органе четыре государства христианского мира, одно, представляющее страны Юго-Восточной Азии, но нет государства, представляющего мусульманские народы, насчитывающие на планете свыше миллиарда человек. Сможет ли тюркский мир, в частности его лидер Турция, взять на себя функцию объединить интересы стран с мусульманским населением и добиться для себя статуса постоянного члена Совбеза ООН?
- Вопрос, конечно же, интересный. Недавно вышла новая книга Джорджа Фридмана, основателя известного Американского стратегически-аналитического центра «Стратфор», под заголовком «Следующие 100 лет», где он утверждает, что к середине 21-го века Турция наряду с Японией и Мексикой станет лидирующей державой мира. При этом Фридман заявляет, что к этой позиции Турция подойдет в качестве единого лидера мусульманского мира, в понятие которого автор включает Среднюю Азию и Кавказ. Так что вполне возможно, что Турция в будущем станет выполнять эту миссию и в Совбезе ООН.
Однако в рамках нашего проекта «Pax Turcica» более интересна именно составная равноправного сотрудничества, а не конкретно лидирующая роль самой многочисленной страны тюркского мира.
- В июне в Азербайджан прибывает президент Израиля Шимон Перес - патриарх мировой политики. Почему именно сейчас осуществляется этот визит, какие позитивные и негативные результаты для Азербайджана может иметь визит израильского президента?
- Визит очень даже своевременный, Израиль остается стратегическим партнером и другом независимого Азербайджана и нам необходимо развивать разносторонние отношения с этим государством. Учитывая, что Азербайджан является светской страной с преимущественно мусульманским населением и укрепляющейся позитивной ролью в мусульманском мире и международных институтах, значение Азербайджана как одновременно партнера Израиля еще более возрастает на мировой арене. Наша страна становится оптимальной моделью толерантности для мусульманских стран в глазах мирового сообщества.
Как я высказался ранее, сотрудничество и солидарность, в том числе и в мусульманском контексте, должны осуществляться с учетом взаимных интересов. А сегодня говорить об учете интересов Азербайджана со стороны противников нашего сотрудничества с Израилем не приходится. Я думаю, что в преддверии или в послесловии визита Переса Азербайджану нужно все же открыть свое дипломатическое представительство в Израиле.
Ризван Гусейнов