Художница Афет Багирова о любви /ФОТО/ | 1news.az | Новости
Lifestyle

Художница Афет Багирова о любви /ФОТО/

14:01 - 04 / 06 / 2009
Художница Афет Багирова о любви /ФОТО/

Эксклюзивное интервью 1news.az c с молодой талантливой художницей Афет Багировой

- Кто ваш любимый художник?

- Модильяни. Как мне кажется, именно он наиболее близок мне по духу. Мне нравятся его цвета, нравятся его формы – удлиненные, тонкие, изящные. А самые мои любимые среди его работ – это портреты Жанны Эбютерн.

- Какой у вас самый любимый цвет?

- Все оттенки синего и желтого—именно эти два цвета преобладают в моих работах.

- А каким цветом не стали бы писать?

- Нет цвета, от которого бы я категорически отказалась. Мне может не нравиться какое-то сочетание цветов. Я не люблю жестких контрастов, к примеру, преобладания красного цвета с черным, но даже от них не отказываюсь полностью. Например, вчера нарисовала портрет именно в таком контрасте.

- Как рождаются ваши картины?

- Они рождаются по-разному. На меня что-то должно сильно подействовать, что-то должно меня особенно зацепить. Это может быть что угодно и кто угодно – ну, например, движение незнакомого мне человека, на которого я случайно обратила внимание, определенный жизненный момент, который просто требует, чтобы я его изобразила. Не часто, но все-таки рисую родных и близких, сестру, подруг, тех, кто у меня перед глазами. Я всегда пишу под музыку, люблю рок и классику. Раньше я думала, что никогда не буду писать пейзажи, а последнюю неделю с удовольствием пишу их. Недавно увидела во сне – красное небо, желтые деревья и, как проснулась, написала. Также произошло и с нарисованным мною портретом девушки, фотографию которой я увидела на сайте. У нас оказались общие знакомые, которые потом показали ей мою картину, она была приятно удивлена. А вот писать на заказ мне очень тяжело, быть загнанной в какие то рамки, ограничения, это не для меня. Для меня в живописи важна свобода!

- Вдохновение откуда у вас берется для рисования?

- Вдохновение - это мои эмоции! И они не бывают исключительно положительными или исключительно отрицательными. Во всем присутствуют полутона, границы смазаны. Я рада любым эмоциям, потому что, как говорит один человек, в каждом дне присутствует равное количество как отрицательного, так и положительного, справедливый баланс есть во всем.

- А любовь?

- Я люблю, и любовь играет огромную роль в моем творчестве и жизни. С той поры как это чувство появилось во мне, оно живет во всех моих работах, а по-другому и быть не может.

- С чего все начиналось? Как вы увлеклись живописью?

- Я рисовала с раннего детства. Первый мой рисунок, наверное, появился, когда мне было года 2-3, мама хранит большинство моих детских работ. А серьезно живописью я стала заниматься, после того как познакомилась с известными азербайджанскими художниками Ниязом Наджафовым и Вугаром Мурадовым. Именно Нияз подтолкнул меня к тому, чтобы я взглянула на свои силы более уверено, с тех пор я и пишу. Я могу назвать Нияза своим учителем. Но он не обычный учитель, так как учил меня не столько технике и тому, как нужно писать «правильно», не каким-то канонам – каноны у каждого свои, да и он сам канонов не придерживается; он учил меня отношению к живописи и уверенности в себе.

- Вы были не уверены в себе до встречи с Ниязом Наджафовым?

- Я не верила, что я художник. С детства мне внушали, что быть художником это не профессия, что это несерьезно, что я должна получить «достойное» образование, которое я в итоге и получила. Я стала юристом и работаю по специальности. Мне очень повезло, у меня понимающий директор, который позволяет мне работать при свободном графике.

Когда я познакомилась с Ниязом и Вугаром, я была восторженна ими, их работой, следила за ними, как завороженная, чувствовала себя маленьким воробышком рядом с ними. Когда я впервые показала свои работы Ниязу, я, наверное, совру, если скажу, что не ожидала положительной реакции, ведь, как и всем людям, мне не чужда какая-то самоуверенность. Но думала, что он скорее отругает меня, укажет на мои ошибки, скажет, что я всего лишь любитель. Но услышала в основном положительные слова, чему была несказанно рада!

- А если бы его реакция была не положительной, сломались бы?

- В тот момент, наверное, но после того случая ничьи слова меня сломить уже не могут.

- Как часто вы рисуете?

- Стараюсь работать каждый день! Раньше я писала по настроению, но потом пришла к выводу, что ждать вдохновения неправильно. Если ты не работаешь один день, ты это замечаешь сам, а если больше чем один день—это начнут замечать окружающие. Нужно постоянно развиваться и работать над собой, что я и делаю. Стремление к чему-то новому, к постоянному развитию должно быть у творческого человека всегда, без этого никак. Я ставлю планку. Достигаю ее, и сразу же ставлю новую и стараюсь достичь ее. Предела в стремлении к совершенству нет.

- Вы самоучка, не хотели бы получить специальное художественное образование?

- Я думаю над этим, одни советуют, другие отговаривают. Получив образование, я могу как приобрести многое, так и многое потерять. Поэтому я побаиваюсь этого шага, хотя и понимаю, что доля «академизма» в работах необходима. Я самоучка, все черпала из книг, рисовала так, как подсказывало мне сердце, но я понимаю, что у меня все же есть необходимость в хорошем педагоге. Но на него у меня просто нет времени, плюс у меня боязнь, что в моем творчестве очень многое изменится, а мне этого, честно говоря, не хочется.

За 4 года я участвовала во всевозможных выставках, и слышала очень много как положительных отзывов, так и конструктивной критики из уст многих известных художников, которые эти выставки посещали. Хочется верить, что взрослым, состоявшимся творческим людям нравится то, что делают художники нашего поколения. Что может нравиться во мне конкретно? Мне очень трудно про себя говорить, но я думаю, что окружающим нравится именно то, что у меня своя линия, свое видение. А эта линия и видение у меня выработаны только и только благодаря тому, что я самоучка. Так что вопрос о художественном образовании для меня пока остается открытым.

- К критике как относитесь?

- Отлично! Сама к своим работам я отношусь очень критично, говорю это совершенно искренне. У меня были такие работы, которые мне ну очень не нравились, я их держала под кроватью, но именно они, как ни странно, заинтересовали директора галереи, резидентом которой я сейчас являюсь. Главный же мой критик - моя сестра. Из всех работ, что я нарисовала до сих пор, ей нравятся всего лишь две. Мне нужно, чтобы меня критиковали и ругали, так как это держит меня в тонусе. 

- Живопись - это не массовая культура, а элитарная, и очень многие молодые талантливые художники у нас в стране остаются в тени. Почему бы вам, к примеру, не написать портрет какой-либо нашей звезды и тем самым популяризировать свое имя?

- Я не хочу такой популярности, такая слава мне не нужна. Естественно, что аудитория, на которую рассчитана элитарная культура, мала, и так происходит не только у нас, но и во всем мире. Должно вырасти новое прогрессивное поколение, способное поглотить ту, другую аудиторию. Пока целые поколения вырастают, наблюдая вульгарных звезд, вряд ли кто-либо будет интересоваться работами того же Модильяни. Все зависит от правильного воспитания аудитории.

Моей первой работой маслом был портрет Курта Кобейна, я не могу сказать, что я его фанатка, просто нравится музыка, которую создавала его группа. Больше желания рисовать звезд не возникало.

- Афет Багирова - какая она?

- В искусстве я одна, в работе другая, с друзьями третья. Но при этом я стараюсь не потерять себя, не хочу очнуться и понять, что я вовсе не такая, какой кажусь окружающим. И самое главное—не «самообмануться». Как человек - я скорее поэт. Я не хочу, чтобы это понималось только как «человек, пишущий стихи», нет. Это состояние души и образ мыслей. Я пытаюсь во многом абстрагироваться от всего, что происходит вокруг. А как художник - я ученик, ученик не в плохом смысле, ученик не какого-то конкретного учителя, я учусь у самой себя, учусь у жизни. А учиться мне еще надо очень многому, так как целей поставленных перед собой у меня предостаточно.

- Например?

- Сейчас мы с нашей творческой группой готовимся к очередной выставке, на которой будут представлены наши работы как можно более малого формата (не более чем стандартный лист А4). Также я задумала большую композиционную работу—на картине будет много участников, дай Бог, в скором времени я осуществлю эту идею. Планов, идей, задумок у меня очень много.

Говоря о творческой группе, участницей которой я являюсь, хотелось бы рассказать о ней поподробнее. Директор галереи «YarAdAn» - очень интересный человек - собрал молодых художников, и предоставил нам огромное поле для творческой деятельности. Он приветствует любое проявление энтузиазма и сам порой, будучи психологом и знатоком человеческих душ, одним метким словом подталкивает нас в нужном направлении.  «YarAdAn»-это самое интересное на данном этапе моей жизни место, куда я всегда с радостью прихожу. В нашей галерее было проведено немало выставок, хотя открылись мы в сентябре прошлого года. Все началось 19 сентября с выставки Гусейна Ахвердиева. Затем в октябре прошла выставка группы «Резонанс», на тот момент состоящей из 4-х художников: Гасана Ахвердиева, Бутуная Ахвердиева, Арифа Амирова и меня. После состоялись выставки Нияза Наджафова, Олега Ибрагимова, Валерия Чаргазия, фотовыставка «Фокус» (Хикмет Абдуллаев, Фарид Алиев, Азра Вардар), а в апреле этого года прошла выставка нашей группы уже в новом составе (к нам добавились Айдын Багиров и Фархад Ахвердиев) под названием «У-Чушъ», на которой состоялась также премьера нашего концептуального анимационного фильма, посвященного полетам Икара.

- Что для вас значит ваше творчество?

- Оно - неотъемлемая часть моей жизни. Я говорила со многими художниками, от которых слышала: «Ты втягиваешься в такое, что потом тяжело будет остановиться!». На тот момент, признаюсь: я думала, что они преувеличивают, но теперь поняла, что они правы. Без творчества я своей жизни уже не представляю.

Феликс Вишневецкий

Поделиться:
7059

Последние новости

Все новости

1news TV