Президентом Ирана станет кандидат, имя которого начинается на букву М… | 1news.az | Новости
В мире

Президентом Ирана станет кандидат, имя которого начинается на букву М…

13:26 - 08 / 06 / 2009
Президентом Ирана станет кандидат, имя которого начинается на букву М…

На страницах сайта ethnoglobus.com заведующий отделом истории и экономики Ирана Института востоковедения НАН Азербайджана, кандидат исторических наук Видади Мустафаев предлагает свой анализ предвыборной ситуации в Иране и итогов президентских выборов в этой стране.

12 июня 2009 года в Исламской Республике Иран пройдут десятые по счету президентские выборы. По существующему в Иране законодательству Наблюдательный Совет, выполняющий функции Конституционного Суда и Центральной Избирательной Комиссии, после тщательной проверки соответствия кандидатов в президенты и предъявленным к ним требованиям утвердил кандидатуру четырех соискателей из 475. В СМИ не обращают внимания на тот факт, что кандидатура соискателей утверждается наблюдательным Советом после их одобрения Верховным главой - религиозно - политическим лидером ИРИ.

Четверо кандидатов в президенты представляют две партии, или по иранской терминологии, два крыла правящей религиозно - политической элиты. Их называют представителями реформаторского и консервативного крыльев правящей верхушки. Точнее, бывший премьер-министр (1981-89 гг.), ныне президент Иранской Академии наук, бывший спикер парламента (2000-2004 гг.), ныне председатель Партии национального доверия М.Мусави представляет так называемое оппозиционное реформаторское крыло правящей элиты. Надо сказать, что в свое время они представляли правящее крыло, М.Мусави был известен как традиционный левый, М.Карруби - религиозный реформатор.

Нынешний президент Махмуд Ахмединежад (2005-2009 гг.) и бывший командующий Корпусом стражей Исламской Революции, секретарь Совета по целесообразности М.Резаи представляют ныне правящее консервативное крыло. Оба они наиболее сильно связаны с господствующей корпоративной социальной группой - духовенством.

Таким образом, все кандидаты - опытные, испытанные, верные режиму и духовенству политические деятели. Надо добавить, что кандидаты представляют все социально - политические течения внутри правящей элиты - религиозное (М.Карруби), светско - религиозное (М.Мусави), военно-религиозное (М.Резаи), религиозно-социально-популистское (М.Ахмединежад). Тот факт, что только М.Карруби является сугубо религиозным деятелем, ничего не меняет. И все другие кандидаты в президенты по отношению к существующему режиму придерживаются сходной позиции.

Относительно социальной базы кандидатов можно сказать следующее - М.Мусави поддерживает узкий, сугубо светский слой среднего класса. Так как он этнический азербайджанец, часть азербайджанцев, возможно, поддержат его кандидатуру. Кроме того, по совместной работе в 80-е годы XX века, когда нынешний лидер был президентом, а М.Мусави его премьер – министром, между ними сложились близкие, дружеские отношения. Большие надежды с ним связывают, те, кто за усиление государственного контроля экономическими отношениями и экономической деятельностью, особенно в торговой сфере.

М.Карруби поддерживает духовенство, которое сейчас не представлено, или когда-то была представлено, но ныне вытеснено из властных структур, поэтому недовольно монополией власти со стороны определенного круга духовенства. Нынешнего президента поддерживают широкие, преимущественно низшие слои общества.

Так как М.Резаи до сих пор вращался в узком военно-профессиональном, властно - политическом кругах, то что-либо определенно говорить о его социальной базе не представляется возможным. Однако если исходить из того факта, что он, как и М.Ахмединежад, представитель Корпуса Стражей, то вполне можно допустить, что при необходимости электорат М.Ахмединежада может поддержать его кандидатуру. В Иране всех политологов и политических деятелей за рубежом интересует один единственный вопрос - кто будет следующим президентом Ирана?

На этот вопрос можно было четко ответить, если бы было известно предпочтение Лидера Ирана. Если попытаться прогнозировать результат предстоящих выборов нового президента, то необходимо обратить внимание на два обстоятельства. Первое - как правило, все предыдущие президенты, за исключением изгнанного первого президента А.Банисадра, избирались дважды подряд. Если следовать данной логике, то можно сделать простой вывод - следующим президентом будет избран нынешний президент М.Ахмединежад.

На президентских выборах в Иране можно наблюдать и другое явление, а именно, в конкуренции с маститыми кандидатами обычно побеждал более молодой, и главное, неизвестный, не маститый кандидат. Так было и в случае с нынешним президентом М.Ахмединежадом. При таком допущении можно предположить, что президентом может стать и М.Резаи, неизвестный в широких кругах военно-политический деятель.

Что касается М.Карруби, то его шансы нам кажутся минимальными, так как во властных клерикальных кругах его рассматривают как религата, к тому же он уже в первом туре предыдущих президентских выборов проиграл. В случае избрания, сам того не желая, он может внести определенный разлад в ряды духовенства, что совершенно нежелательно.

Если Иран намерен нормализовать свои политические и иные отношения с новой администрацией США, то на такую роль более всех подходит сугубо светский политический деятель технократ, глава Академии наук Ирана М.Мусави. Так что возможен любой исход.

Второе: необходимо учитывать статус президента в политической системе ИРИ. Хоть он в Конституции страны назван вторым после Лидера высшим официальным должностным лицом, в действительности он обладает минимумом властных полномочий. Согласно Основному Закону президент самостоятельно решает вопросы, связанные с исполнением законов по планам развития и бюджета страны, назначением послов ИРИ в зарубежные страны.

Так как ИРИ не является светской президентской республикой, президент обладает ограниченной возможностью влияния на социально - политические процессы в стране.

Согласно Конституции, стратегия, основные направления внутренней и внешней политики ИРИ определяется Лидером государства, который кроме общего руководства обладает и конкретными властными полномочиями, обычно относящимся к президентской ветви власти.

Поэтому президент не может выступать в роли самостоятельного реформатора, потому что главным реформатором и главным консерватором в рамках консервативной политической системы по требованию времени и обстоятельств является сам Лидер ИРИ. Это он принял около двух лет назад решение пересмотреть положение известной 43-й Статьи Основного Закона, которая объявляла 85% экономики собственностью государства. Лидер разрешил начать приватизацию всех видов, за исключением базовых, в первую очередь нефтяной отрасли, государственной собственности. Этот не только реформаторский, но и либеральный в экономической сфере шаг призван завершить переход от государственной собственности к частной, укрепить частный сектор, расширить сферу частнопредпринимательской деятельности с вытекающими отсюда последствиями. Этот, по сути, революционный шаг не уменьшает роли государства во всех сферах общественной жизни, так как нефть остается главным источником валютных поступлений и национального дохода. Иначе говоря, меры по укреплению частного сектора не лишают государства его экономической базы авторитаризма. Происходящие в экономической сфере изменения пока не оказывают существенного влияния на другие стороны общественной жизни.

Иран, с одной стороны, двигается к свободной, рыночной экономике, с другой стороны, остается авторитарно-тоталитарным государством, с одной стороны, увеличивается разнообразие в экономической, социальной, культурной сферах, с другой, - усиливается контроль над общественной и особенно частной жизнью граждан. То есть его развитие происходит в противоречивых условиях. Противоречивость присуща внутренней и внешней политике Ирана и связана главным образом с противоречивостью интересов духовенства, господствующей персидской нации и национальных интересов. Внешняя и особенно внутренняя политика проводится в интересах этих двух социальных групп, что не соответствует национальным интересам. Господством духовенства недовольны светские силы и часть самого духовенства, господством персидской нации недовольно больше половины населения, так как национальные меньшинства составляют свыше половины населения. Проводимая с учетом интересов вышеназванных социальных групп внешняя политика сталкивается различными проблемами мирового и регионального масштаба.

Противоречия и трудности будут сопровождать жизнь иранского государства до тех пор, пока сохранится уникальная, нигде не встречаемая, внутренне противоречивая политическая система, будут делаться попытки совмещать несовместимое, пока нефть остается экономической основой режима. Вместе с тем происходящие в Иран медленные, трудные, но прогрессивные экономические, социальные, культурные изменения, в конце концов приведут к коренным изменениям политической системы, возврату этой страны к магистральному пути цивилизации. В этом нет сомнений.

В таких условиях, в рамках существующей политической системы, выборы нового президента- реформатора вряд ли что-либо способны изменить. Понятно, что каждый политический режим заинтересован в решении накопившихся, назревших экономических, социальных и иных проблем. В Иране это делается обычно руками вновь избранного президента, поэтому вокруг президентских выборов создается широкий политический ажиотаж, разыгрывается хорошо отрежиссированное политическое шоу. Проверяется в очередной раз эффективность избирательной технологии, заимствованной у западной демократии. То есть создается видимость широкой демократии, состязательности широким, свободным, активным участием народа в выборах избирается нужный режиму политический деятель. В этом отношении президентские выборы в Иране во многом напоминают аналогичные выборы в США. И там, и тут избирается человек из своего круга. В США все стороны общественной жизни подчинены рыночным отношениям, в Иране - пока исламским принципам и нормам. В Иране следование принципам и нормам Ислама обеспечивается не только существующей политической системой, но также новаторством создателей клерикально-неополитарного режима, пристроившиеся к политической системе специальные властно- контрольные органы. Все кандидаты в президенты представляют данный режим и обещают еще более укреплять его.

Учитывая вышесказанное и принадлежность всех кандидатов к правящей элите, непредставленность внережимной оппозиции на выборах, то есть при отсутствии полноценной демократии, стоит ли придавать особое значение президентским выборам в Иране, делать различные прогнозы относительно шансов кандидатов в президенты в очередных президентских выборах?

Ясно, что все это часть политического шоу под названием «президентские выборы», когда существует только право выбора из предлагаемых самим режимом кандидатов, и не существует права самостоятельного выдвижения свободных кандидатов.

Мы со своей стороны можем предложить стопроцентный, с нашей точки зрения прогноз относительно будущего президента Ирана.

Мы прогнозируем победу на десятых президентских выборах в Исламской Республике Иран кандидата, имя которого начинается на букву М. Такая случайность, как нам кажется, носит глубоко символический характер.

Ризван Гусейнов

Поделиться:
3160

Последние новости

Все новости

1news TV