Кто победит в Иране?
Намеченные на 12 июня президентские выборы в Иране - десятые по счету. Напомним, что президент Ирана избирается прямым всенародным голосованием на четырехлетний срок.
Известно, что среди нескольких сот кандидатов избирательная комиссия назвала имена четырех. Действующий президент Махмуд Ахмадинежад претендует на второй президентский срок. Помимо него свои кандидатуры выдвинули два реформиста: бывший премьер-министр страны, азербайджанец по национальности Мир-Хосейн Мусави и бывший спикер парламента Мехди Каруби. Четвертым кандидатом стал бывший глава «Корпуса стражей Исламской революции» Мохсен Резаи.
Известно и другое - реформист Мусави, которого считают основным соперником нынешнего президента Ирана, во время первых в истории Ирана телевизионных дебатов назвал Ахмадинежада диктатором. Кроме того, в ходе жаркой дискуссии, длившейся примерно полтора часа, Мусави заявил, что настойчивое отрицание иранским лидером Холокоста существенно уменьшило международную поддержку Ирана. «Четыре года мы только и слышим ваши предсказания о том, что Соединенные Штаты и Израиль рухнут».
По словам бывшего премьер-министра, «есть два способа руководить страной: один - основан на авантюризме, нестабильности и нарушении закона, а второй - на уважении, открытости, коллективной мудрости и избежании экстремизма».
Не остался в долгу и Ахмадинежад. Он обвинил реформистов в бесхозяйственности, коррупции и заговоре против него. По словам Ахмадинежада, в первые дни его президентства экс-глава Ирана Акбар Хашеми Рафсанджани направил послание монарху одной из стран в Персидском заливе, где утверждал, что «это правительство продержится не дольше шести месяцев». Кроме того, Рафсанджани и другой бывший президент Ирана Мохаммад Хатами, по словам Ахмадинежада, вступили в сговор с Мусави. Махмуд Ахмадинежад охарактеризовал оппонента как пешку в руках иранских политических элит, которые, по его словам, серьезно коррумпированы и слабы перед лицом давления Запада. Теледебаты проходят в американском стиле. Шесть прямых эфиров продолжительностью в 90 минут с участием всех кандидатов в президенты.
Понятно, что дебаты дают кандидатам-реформистам уникальную возможность критиковать действующую власть в прямом эфире перед лицом всей страны. А это в свою очередь вносит в выборы значительное оживление, так как подобное в истории Ирана не наблюдалось на протяжении всех 30 лет существования республики.
Иранский президент Махмуд Ахмадинежад, чьи стопроцентные шансы на переизбрание еще недавно не вызывали сомнений, подвергается со стороны своих оппонентов жесткой критике за внутриполитический курс и поведение на международной арене.
В свою очередь Ахмадинежад в своих выступлениях постоянно указывает на действия своих предшественников, которые в 2003–2005 годах постоянно приостанавливали программы по обогащению урана, ничего не получив взамен от Запада. При этом он напоминает, что сейчас в стране работают 7 тыс. центрифуг по обогащению урана. «Какая внешняя политика была успешной? Которая создала деградацию? Которая сохранила нашу независимость или которая шла на уступки, но не добилась результатов?», – задается вопросом Ахмадинежад.
Более того, президент неоднократно напоминает о провалах других политиков, которые сейчас поддерживают Мусави. Так, например, во время дискуссии с Мусави обстановка настолько накалилась, что Ахмадинежад стал обвинять в коррупции бывшего президента Али Акбара Хашеми Рафсанджани и его семью.
В Иране действительно многие считают, что родственники Рафсанджани с 1979 года, когда в стране свершилась Исламская революция, получили огромное состояние. Однако до сих пор эти обвинения, которые бывший президент отрицает, никогда не звучали публично из уст политиков.
«У меня есть списки бывших высокопоставленных управленцев, которые получили целые гектары земли», – признался Ахмадинежад.
Напомним, что во время президентской кампании 2005 года Ахмадинежад, тогда еще мэр Тегерана, неожиданно для всех прошел во второй круг, столкнувшись с Хашеми Рафсанджани, который успел отработать на этом посту два срока. Еще во время избирательной кампании Махмуд Ахмадинежад обещал разделаться с коррупционерами, но никогда не называл конкретных имен.
На этот раз он решил изменить тактику и прибегнул к прямым обвинениям.
Сегодня президент Ирана Ахмадинежад известен уже не только за счет своей вызывающей риторики и угрожающих высказываний в адрес Израиля и США, но также и благодаря своим претензиям на идеологическое доминирование в близлежащем регионе. Именно так надо воспринимать заявления официальных лиц страны, выражающих свое недовольство в связи с предстоящим визитом президента Израиля Переса в Азербайджан.
Между тем министерство обороны Ирана объявило о начале производства новой ракетной системы ПВО, которая сможет отслеживать и поражать летательные аппараты противника на расстоянии более 40 километров.
Министр обороны Ирана Мохаммад Нажар заявил, что ракеты класса «земля – воздух» смогут поражать вражеские самолеты и вертолеты на сверхзвуковой скорости.
Понятно, что заявление Нажара, сделанное за несколько дней до всеобщих президентских выборов в Иране, призвано, прежде всего, обеспечить дополнительную поддержку широких слоев избирателей, опасающихся ракетно-бомбового удара ВВС Израиля.
Несмотря на все это, голос оппозиции, обвиняющей Ахмадинежада в безответственной политике, заведшей Иран в дипломатический тупик, звучит в последние дни все громче. Объединенные усилия оппонентов власти все более отчетливо дают о себе знать.
И, тем не менее, в условиях нынешних политических реалий Ирана, это еще абсолютно ничего не значит. Позиции нынешнего президента Ирана все еще сильны и опираются на поддержку значительной части населения.
Фикрет Садыхов, политолог
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора