Иран выпускает пар
Десятые по счету президентские выборы в Исламской Республике Иран, прошедшие 12 июня, ознаменовались массовыми акциями и кровавыми событиями.
Победа Махмуда Ахмединедажа, поведшая за собой массовые акции протеста граждан, недовольных результатом подсчета голосов, можно расценивать как результат многолетнего затишья в Иране.
Иранские политтехнологи, хорошо информированные спецификой закрытых обществ, которые являются скрытым очагом социальных и политических взрывов, считают необходимым периодически разрядить обстановку в стране в целом. Если менее политизированный слой иранского общества подкуплен радикальными заявлениями М.Ахмединежада, то другая часть стремится к свободомыслию, демократичности и открытости общества. Поэтому равномерное и постоянное подбрасывание в общество лозунга о враждебности сионизма и интервенции американских агентов, без учета специфики разных слоев, является непродуктивным политтехнологическим методом. Соответственно, возникает необходимость применения новых методов для разрядки общественного недовольства, периодически возникающего в стране. Поэтому после выборов власти дали возможность обществу выпустить пар, дискутировать, высказаться, протестовать…
Идеологи иранской политики, опираясь на многолетний проверенный опыт и на психологию иранского народа, периодически позволяют гражданам страны подобную вольность. Протестанты, начиная акции, были готовы к агрессивным сопротивлениям, смертям, арестам. Иранское общество динамично и любой всплеск в столичном Тегеране активно откликается в провинциях. На сей раз митинги вышли за рамки иранской географии и проводились также на Западе, что должно было придать недовольным результатами президентских выборов еще более уверенности и упорства.
Как уже показывают предыдущие опыты режима, власти, позволив вылить скопившуюся энергию народа на акциях протеста, учинив кровавые сопротивления, потом при необходимости идут на мелкие уступки, аккуратно сворачивает русло акций в другом направлении и постепенно все успокаивается.
Иранские власти осознают, что современный мир с его коммуникационными технологиями осложняет возможности для удерживания людей в теснинах запрета. Люди хотят демократии и изменений. Для удовлетворения этих требований общественности к власти был приведен Мохаммад Хатами, который взял курс либеральных изменений.
Мировая пресса, спеша с выводами, выражала надежды на начало бархатной - зеленой революции в Иране. Специфичность иранского общества и его имперское мышление не позволит так скоро избавиться от нынешнего режима. Национальная политика Иранского государства строится на имперской идеологии как ведущей линии этнопсихологии иранцев. Соответственно надежды, что так скоро можно будет изменить власти и курс политики страны, тщетны. Пока у Тегерана есть достаточно сил и методов для предотвращения не только попыток свержения, но даже расшатывания основ государства посредством тех самых вышеназванных политических вариаций. Подтверждением этому служит то, что на акциях протеста не озвучивались актирежимные лозунги. Вначале митингующие требовали пересчета голосов, а позже отставки М.Ахмединежада.
Изначально был известен уровень демократичности и справедливости избирательной системы в Иране. Процессы указывали на победу М.Ахмединежада, который пользуется доверием среди бедного населения, в особенности у провинциальных людей. Но факт непризнания итогов выборов, многотысячные митинги и распространение фиктивного документа, якобы подтверждающего победу Мохсуна Мусави, была попыткой властей упреждения скопленной общественной энергии.
Последняя массовая общеиранская акция протеста датируется 1999 г. Но позже, 12 мая 2006 г., были продолжительные акции азербайджанцев, вышедших на улицы в защиту достоинства своего народа, которому было нанесено оскорбление размещением карикатуры в газете Иран. Этот пример приведен не случайно. Режим может придать акциям этническую подоплеку и изменить его направление. Заметим, что перед выборами бывший президент Ирана М.Хатами позволил себе рассказать анекдот, содержащий оскорбительные высказывания в адрес азербайджаноязычного населения Ирана, что сопровождалось митингами азербайджанских студентов. Подобное действие выглядит весьма неразумно, в предвыборной ситуации, когда требуется максимальная стабильность и говорит о дальновидном плане Тегеранского режима. Тем временем, Запад опоздал с осуждениями иранских властей за жестокие расправы с протестантами. Один из самых распространенных методов борьбы Запада против иранского режима это защита прав этнических групп, населяющих страну. Но если митинги примут этнический колорит, то эти резкие заявления из уст западных лидеров вообще исчезнут. Поэтому, как уже говорилось выше, при необходимости, власти придадут акциям этнический колорит. Если учесть, что М.Мусави этнический азербайджанец, то эта подоплека будет иметь благодатную основу.
Пока иранским властям удается манипулировать общественным мнением, а Западу флиртовать с тегеранскими властями. Создается впечатление, что на Западе идут поиски путей борьбы с иранским режимом и пока не имеют до конца отработанный план смены властей или смягчения его радикальной политики. Несомненно, иранское общество хочет перемен, обновлений. Но, как бы этого не хотелось кому-то, зелено-бархатная революция в Иране не произойдет так скоро. Для этого нужна долголетняя работа с иранским обществом с учетом его особенностей и требований. Иранцы не будут поддерживать действия в ущерб государственным интересам.
Тем более говорить о бархатной революции преждевременно, так как не изучены и не подготовлены внутренние социальные и политические ресурсы, не учтены специфичность иранского общества, его требования, степень развития этнического и государственного самосознания, возможности манипуляций этничностью, студенчеством и т.д. Тегеранский режим в противовес имеет выработанные технологии предотвращения и манипуляции недовольством разных социальных спектров общества.
В последнее время западные институты активно работают с иранскими правозащитными организациями. Целевые программы носят региональный характер и нацелены на просвещение граждан, особенно женщин и молодежи как особенно политически активной части населения. Последние акции протеста еще раз подтвердили, что ведущая сила иранского общества - это студенты и женщины, которые требуют тщательной работы.
Напоследок скажем, что несмотря на постоянные угрозы, ни Израиль ни США не будут бомбить Иран, пользуясь напряженной внутренней обстановкой в стране. Это сыграло бы на руку только Тегерану.
Гюльнара Инандж, директор Международного онлайн информационно-аналитического центра «Этноглобус»
Мнение автора может не совпадать с позиций редакции. Редакция не несет ответственности за позицию автора