Турецко-армянские отношения - забытая мелодия для флейты Сержа Саргсяна
Армения не может принять каких-либо предварительных условий, которые Турция выдвигает для нормализации двусторонних отношений. Об этом заявил президент Армении Серж Саргсян.
«Мы протянули руку Турции, несмотря на проблемы, связанные с историей, в частности, с «геноцидом» армян 1915 года в Османской империи. Несмотря на трудный путь, мы нашли силы и предложили руководству Турции без предварительных условий установить дипломатические отношения, открыть дороги, а затем обсудить вопросы, которые посчитаем нужными», - подчеркнул глава государства.
«Весь год Армения и Турция вели переговоры, согласовали два документа, однако после этого некоторые политические силы Турции пытаются выдвинуть предварительные условия и увязать установление дипотношений с Арменией с карабахской проблемой и с армяно-азербайджанскими отношениями», - указал Саргсян.
«Мы осознаем, что Турция - большая страна, осознаем ее роль в регионе и в мире», - констатировал президент Армении. «Вместе с тем, мы, армяне - независимое, самостоятельное государство и с нами нельзя говорить языком предварительных условий», - предупредил он. «Любой жесткий шаг вызывает обратную реакцию, движение вспять»,- сказал Саргсян.
Заявление главы армянского государства Сержа Саргсяна о том, что он поедет в Турцию на ответный матч между национальными сборными Армении и Турции только в том случае, если армяно-турецкая граница будет открыта или же стороны будут в преддверии деблокирования Армении, вызвало широкий резонанс. Об этом корреспонденту PanARMENIAN.Net заявил глава Центра по международным отношениям и стратегическим исследованиям (TURKSAM) Синан Оган.
»Я не думаю, что после этого заявления главы Армении Анкара предпримет какие-либо резкие шаги в сторону нормализации армяно-турецкого процесса. Этому есть две причины. Первая причина - президент Турции Абдулла Гюль принял приглашение Сержа Саргсяна и приехал в Ереван без предусловий. Это было проявлением доброй воли и шагом для решения проблем между Арменией и Турцией»,- подчеркнул турецкий эксперт. Он добавил, что это решение турецкого лидера содержало в себе серьезный риск. «Теперь ситуация прежняя. Гюль пригласил Саргсяна на ответный матч. И поэтому Турция не примет никаких предусловий»,- подчеркнул глава Центра по международным отношениям и стратегическим исследованиям.
Как отметил Синан Оган, вторая причина заключается в Нагорно-Карабахском конфликте. «Подписание «дорожной карты» между Арменией и Турцией показали реакцию общества Турции и Азербайджана на армяно-турецкий диалог. Общества обеих стран против нормализации армяно-турецких отношений без решения карабахского конфликта и правящая партия Справедливости и развития (АКР) прекрасно понимает это. Так что, если до ответного матча в карабахском процессе не будет зафиксирован прогресс, Турция не выступит с инициативами в армяно-турецком диалоге»,- подчеркнул турецкий эксперт.
Конечно же, смешно, когда армянский президент говорит о независимости Армении. Это неоспоримый факт, что Армения -самая зависимая страна Южного Кавказа. Со дня развала Советского Союза Армения полностью привязана и полностью зависит от политических и экономических амбиций властителей Кремля. Именно при полной военной поддержке России Армения оккупировала 20% территории Азербайджана. Москва все еще содержит в Армении военные базы и перебрасывает туда значительную часть военной техники, которую вывела из Грузии. Россия откровенным образом через экономику осуществляет также политический контроль над Арменией. Другими словами, Армения –это страна, которая по всем историческим показателям является союзником России вплоть до военного сотрудничества, это форпост и вассал Росии на Южном Кавказе.
Армения, небольшая страна с трехмиллионным населением, все последние годы находится в положении геополитической изоляции. С одной стороны, напирает мощная Турция, граница с которой до сих пор на замке. С другой стороны - линия фронта с Азербайджаном, 20% территории которого оккупированы Арменией. Есть узкое окно в Иран, вполне лояльный к Армении, но враждебный к остальному миру. Грузия, до августа 2008 года служившая «дорогой жизни» между Арменией и ее главным союзником Россией. После грузино-осетинской войны и этот канал открыт только наполовину. Армению и Россию теперь связывает лишь воздушный коридор, который, в свою очередь, целиком зависит от разрешения турецких или азербайджанских властей.
Независимую, по словам Сержа Саргсяна, Армению от голода спасает богатая армянская диаспора (частные трансферы составляют около двух миллиардов долларов в год) и спонсорская помощь конгресса США. Есть небольшой экспортный бизнес: коньяк, ювелирные украшения, молибден, но и тут особо не развернешься. Ненормально большая зависимость Армении от России может серьезно затруднить реализацию возможностей. Но на то и дипломатия, чтобы объяснить, что тут ничего личного, just a business. Портить отношения с Россией, конечно, - большое безумие. Быть врагом России еще и опасно. Но и не менее опасно быть ее другом. А самое опасное - этого не осознавать.
После исторической встречи в Ереване президентов Турецкой Республики и Республики Армения у двух стран была большая надежда на быстрое налаживание отношений. Президентами было заявлено, что у обоих народов появилась решимость и желание сломить, наконец, вековые разногласия и шагнуть в ногу со временем. Этот шаг можно действительно трактовать, как уникальный для Турции и Армении.
В основе имеющихся противоречий между Арменией и Турцией лежали такие принципиальные вопросы как оккупация армянскими вооруженными формированиями 20 % территории Азербайджана, а также события 1915 года, связанные с так называемым «геноцидом армян». В результате распада Советского Союза получившая независимость Армения приступила к реализации национальной программы по международному признанию факта гонений армянского этноса в Османской Империи. Необходимо отметить, что проблема «геноцида» является крайне «наболевшим» вопросом, как для турецкой, так и для армянской стороны. Причем, эксперты обеих стран в силу разносторонности своих взглядов, по-разному оценивают прошедшее. По мнению армянских историков, события, в результате которых погибло более 1,5 миллиона армян, необходимо расценивать как массовое и целенаправленное уничтожение армянского этноса, т.е. геноцид. Однако турецкая сторона в свою очередь, считает эту версию необоснованной, а цифры сильно завышенными. Турецкие ученые, а также противники признания геноцида в свою очередь, опираясь на другие исторические факты, имеют свое мнение на этот счет. «Во-первых, временные рамки значительно расширены, с одного до 45 лет, при этом в своих заявлениях касательно гонений армян, проармянские эксперты расходятся в числах. Так число павших варьирует с 1,2 до 2 млн. человек», – комментируют историки.
Причем согласно исследованиям американского ученого Джастина Маккарти, «армянские революционные группы усилили свою антиосманскую деятельность», и «какой бы ошибочной не считалась депортация с точки зрения сегодняшней морали, никто не может серьезно отрицать тот факт, что именно вследствие помощи, оказываемой армянами вторгающимся русским армиям в 1828, 1854 и 1877 гг., турки решили, что они не могут доверять армянам».
Между тем, «в результате подрывной деятельности армянских вооруженных групп и открытой конфронтации христианского населения с мусульманским, в восточных провинциях Анатолии из почти 3 млн. человек мусульман жертвами стали около 1,6 млн. человек», – отмечают эксперты, выдвигая свою версию событий 1915 года.
На вопрос 1news.az о так называемом «геноциде армян» израильский специалист-тюрколог Университета имени Давида Бен Гуриона, доктор политических наук Ави Рубин сказал, что произошла историческая трагедия армян в Оттоманской империи. 2Однако не надо забывать, что и очень много турок погибло в этом кровавом событии. Согласно мнению историков, глубоко изучавших историю Оттоманской империи, они не могут до конца понять, что там произошло. Поэтому я не могу назвать эту историческую трагедию, произошедшую в Оттоманской империи, геноцидом. А сравнивать данную трагедию с Холокостом практически невозможно»,- сказал доктор Рубин.
По мнению израильского эксперта, стремление возложить ответственность Оттоманской империи за данную трагедию на современную Турцию абсурдно. «Отоманская империя и Турция -это совершенно разные государства, с различной политической системой. Это похоже на то, как Австрия будет нести ответственность за политику Австро-Венгерской монархии»,- сказал Рубин.
Отметим, что до сих пор армянская сторона не желала принять предложение премьер-министра Турции Эрдогана о создании совместной комиссии, состоящей из историков двух стран, однако, в последнее время в подходе правительства Еревана отмечены изменения. В аналитической статье, помещённой в журнале Newsweek, в частности, отмечается следующее : «Эрдоган согласится на проведение исследований. Армения, в свою очередь, должна согласиться провести исследования, связанные с тем, что армяне, являвшиеся подданными Османской Империи, воевали на стороне России и участвовали в уничтожении турок и курдов».
В корне попыток нынешней политической элиты Турции в лице партии АКР нормализовать отношения с Арменией стояли ряд внешних и внутренних факторов. Высокая вероятность признания новой администрацией США «геноцида армян», напряженность в турецко-израильских отношениях вынудило Анкару на определенное время пойти на сближение с Ереваном. Многие годы попытки признания «геноцида армян» в США предотвращались при содействии мощного еврейского лобби Америки.
Однако словесная дуэль между премьер-министром Турции и президентом Израиля в Давосе бросила густую тень на турецко-израильские отношения, поэтому теперь под вопросом – окажет ли в этом году еврейское лобби помощь Турции в предотвращении признания «геноцида армян» в Конгрессе. И хотя влиятельное еврейское лобби в Соединенных Штатах довольно негативно расценило демарш турецкого премьера, достаточно очевидно, что Турция, являющаяся членом НАТО и одним из ближайших стратегических союзников США, куда более привлекательный для Запада, да и для самого Израиля претендент на всеисламское лидерство, нежели Иран. Что же касается еврейского лобби, которое угрожает в ответ на действия Анкары посодействовать прохождению в Конгрессе США резолюции о так называемом «геноциде армян», то этот момент, вероятно, учтен турецким правительством. Нельзя не заметить, что Анкара решилась на демонстративное осуждение политики Тель-Авива в тот момент, когда замаячила перспектива налаживания отношений с Арменией. По всей видимости, расчет Анкары строится на том, что администрация Барака Обамы, включившего признание «геноцида» в перечень своих предвыборных обещаний, не решится на подобный шаг, способный на корню подрубить начавшийся процесс столь ожидаемой на Западе нормализации армяно-турецких отношений.
Это факт, что внешняя политика Турции по отношению к Армении всегда основывалась на треугольнике Анкара-Баку-Ереван, при этом Еревану ставились три основных условия: отказ от территориальных претензий к Турции, отказ от претензий на «геноцид», якобы совершенный в Турции против армян в 1915 году, безоговорочное освобождение оккупированных территорий Азербайджана. В последние 20 лет Турция считала выполнение этих условий нормализации отношений с Армении важным и даже в самые трудные времена не отказывалась от них.
Однако многим казалось, что официальная Анкара по вышеуказанным причинам изменит этот внешнеполитический курс и отведет интересы Азербайджана на задний план. Однако...
После визита премьер-министра Турции в Баку в мае 2009 года, давшего ясные ответы на многие накопившиеся вопросы и окончательно снявший остатки напряженности в отношениях между двумя странами.Определенные внешние и внутренние силы приложили немало усилий, чтобы из искры недопонимания и недоразумения разжечь пламя конфронтационного недовольства в отношениях между двумя братскими народами и государствами. Эти силы хотя и не достигли желаемой цели, но сумели почти на всех уровнях посеять семена тревог, сомнений и взаимных упреков в турецко-азербайджанские отношения.
В начале апреля 2009 года была упущена оперативная возможность встречи на высшем уровне в Стамбуле на саммите «Диалог цивилизаций» лидеров США, Турции и Азербайджана, в ходе которого можно было бы внести ясность во многие беспокоящие вопросы. Но президент Азербайджана, несмотря на настойчивые приглашения из Анкары и Вашингтона, демонстративно воздержался от участия в этом саммите. Этот его шаг, воспринятый многими как демарш, способствовал ещё большему росту недоверия и напряженности в отношениях между братскими странами. Хотя не исключалась и версия, озвученная нами, что все эти «демаршевые действия» являются элементами согласованной игры между Анкарой и Баку с целью более тесно увязать процесс урегулирования армяно-турецких отношений с карабахским конфликтом и урегулированием армяно-азербайджанских отношений. Как бы то ни было, но в начале апреля очная встреча лидеров не состоялась, а их эпизодические и туманные заочные высказывания, а также контакты на уровне парламентариев и представителей СМИ обеих стран вряд ли способны были снять окончательно напряженность и недоверие во взаимоотношениях. Согласованная и заявленная в конце апреля «дорожная карта» армяно-турецкого урегулирования, в которой не нашла отражения карабахская проблема, дала основание для новых сомнений и беспокойств.
Заверения лидеров Турции о невозможности открытия границ с Арменией без устранения факта оккупации азербайджанских территорий, а также реальная интенсификация процесса урегулирования карабахской проблемы сняли до некоторой степени напряженность между странами. Но для полного восстановления доверия и внесения окончательной ясности во все вопросы необходима была встреча на высшем уровне и публичное декларирование позиций обеих стран по всему кругу вопросов. Именно такую важную функцию заключал в себе майский визит в Баку премьер-министра Турции.
Ожидания в полной мере оправдались. На совместной пресс-конференции в Баку премьер Эрдоган однозначно заявил, что Турция не откроет границ с Арменией до освобождения оккупированных азербайджанских территорий. «Турция никогда не предпринимала действий в ущерб интересам Азербайджана и никогда не сделает этого», - подчеркнул Эрдоган. Эта позиция полностью удовлетворила азербайджанскую сторону.
В тот же день, выступая в азербайджанском парламенте, Эрдоган призвал азербайджанский народ верить его словам, а не спекуляциям в прессе. «В некоторых сообщениях утверждалось, будто Турция отказалась от своей позиции по Нагорному Карабаху ради нормализации отношений с Арменией. Это ложь от начала и до конца. И сейчас я хочу в очередной раз ее опровергнуть», - заявил Эрдоган парламентариям. Его речь, украшенная цитатами из турецкой и азербайджанской поэзии, часто прерывалась аплодисментами. По словам Эрдогана, Турция и Азербайджан - это «два государства, но один народ», и связи между ними покоятся на незыблемом фундаменте.
«У нас абсолютно четкая позиция по Нагорному Карабаху, и мы никогда от нее не отходили, - заявил Эрдоган в азербайджанском парламенте. - Мы выступаем за решение этой проблемы на основе территориальной целостности Азербайджана. Мы никогда не предпринимали и не предпримем никаких шагов, способных повредить национальным интересам Азербайджана. Пока не закончится оккупация азербайджанской территории, никакой нормализации не будет». Премьер-министр настаивал: в ходе усилий по нормализации отношений с Арменией урегулирование нагорно-карабахского вопроса никогда не оставалось за скобками, добавив, что оба эти процесса должны идти параллельно. «Иначе мы бы этим не занимались», - отметил он.
В то же время он отстаивал целесообразность курса своего правительства на примирение с Арменией, утверждая, что неразрешенность споров на Южном Кавказе не отвечает ничьим интересам. Эрдоган также подчеркнул, что усилия Турции направлены не только на нормализацию отношений с Арменией, но и на повышение благосостояния и стабильности во всем регионе.
Убедительные слова турецкого премьера дали президенту Азербайджана основание констатировать, что сегодня все вопросы, вызывавшие в нашей стране недовольство по поводу возможного открытия армяно-турецкой границы, исчерпаны. «Мой брат Эрдоган ответил на все вопросы, и я считаю, что для спекуляции не осталось места», — сказал Ильxaм Aлиeв.
Тем самым недопонимание между Азербайджаном и Турцией, вызванное «граничными» перипетиями, можно уже считать достоянием истории. Впрочем, последние события дали возможность удостовериться в том, что знаменитый постулат «одна нация — два государства», на котором базируются отношения между двумя братскими странами, не терпит одностороннего подхода. Поскольку ключевое содержание в этом постулате носит не только тезис о единой нации, но и о двух государствах, каждое из которых, разумеется, обладает собственными интересами, приходящими порой в некоторое противоречие друг с другом. Так, например, очевидно, что при подходе к региональным проблемам интересы Баку и Анкары могут и не совпадать абсолютно полностью по той причине, что Азербайджан представляет собой лидирующее государство на Южном Кавказе, тогда как Турция стремится утвердить себя в качестве ведущей державы сразу нескольких регионов — Черноморско-Каспийского, Ближневосточного, не говоря уже о значительной геополитической роли Анкары на юго-восточных рубежах Европы, Евроазиатском перекрестке и ее растущих амбициях в исламском мире. Собственно, этими своими интересами официальная Анкара, прежде всего, и мотивирует целесообразность развития диалога с Ереваном, что вызвало вполне понятное недовольство Азербайджана.
Но главный урок, который следует сделать Баку и Анкаре, заключается в их способности оказаться в решающий момент выше любых противоречий и следовать единому курсу при решении судьбоносных для обеих сторон проблем. В числе них важнейшее место, безусловно, занимают карабахский вопрос и задача восстановления территориальной целостности Азербайджана.
Анкара дает понять, что добивается вывода армянских сил хотя бы с нескольких оккупированных территорий Азербайджана на нынешнем этапе карабахского урегулирования.
Однако провал последних армяно-азербайджанских переговоров лишний раз убеждает Турцию и Азербайджан в том, что различия в тактических интересах двух братских государств ни в коем случае не должны превалировать над стратегическими целями Баку и Анкары, однозначно совпадающими в своей основе. Впереди еще немало испытаний, и подвергшийся агрессии Азербайджан вправе ожидать в дальнейшем от Турции той же высокой степени моральной и политической поддержки, которую она оказывала ему все годы с начала армянской оккупации Карабаха.
Арье Гут, аналитик, Тель-Авив, Израиль
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Редакция не несет ответственности за позицию автора